12 ноября 2019 года в 17:11

Орленок,орленок

Как мальчик в пионерлагерь ездил.

Моя амурская деревня с героическим именем Отважное неровными улицами раскинулась недалеко от китайской границы.
Не знавший детских садов и пионерских лагерей, я вырос между стылой избой и фермой, на которой дояркой работала мама.
Будучи семиклассником, я занял первое место в областном конкурсе кролиководов и был награждён путёвкой во всероссий­ский пионерлагерь "Орлёнок". Это стало событием для моей деревни просто фантастическим. "Артек" и "Орлёнок" считались заоблачной вершиной советского детства, по крайней мере, с высот отважненской школы. - Через три дня нужно быть в Благовещенске, оттуда группа детей летит в "Орлёнок", - строгим голосом позвонили из райкома комсомола.
Мать с фермы никто не отпускал - как обычно, не на кого было бросить коров. И углублённый медосмотр пришлось проходить в одиночку. - Мальчику из Отважного дали путёвку на Чёрное море, надо помочь - эти слова, сказанные заведующей поликлиникой одной из медсестёр, стали моим "зелёным светом".
Больница была на одном краю райцентра, а баклаборатория - на другом, и я по нескольку раз в день бегал через весь посёлок: с пробирками в лабораторию и с листочками анализов из лаборатории.
Пара дней - и заветная медкарта с десятком синих печатей в моей сумке. Стору
Десятирублёвка от матери и клятвенное обещание, взятое с меня, отбить телеграмму "сразу, как приедешь на своё море".

Всех детей в областной Дом молодёжи привезли родители, только я приехал один. - Почему без матери? - строго спросила грозная тётка. - Васька-бригадир её с фермы не пустил, - без запинки ответил я.
Вопросов больше не было... Трудяга советского неба турбовинтовой Ил-18 долгие 12 часов бултыхался в заоблачной синеве, с промежуточными посадками преодолевая немыслимые расстояния от Благовещенска до Москвы. Куцая ночёвка в столице - и следующий лайнер уносит нас к южному морю. Едва наш самолёт приземлился в аэропорту Адлера, как я стал канючить, чтобы меня отпустили отбить домой телеграмму.
Вожатые сжалились, и перьевая ручка, макаемая в засохшую чернильницу, царапая серый бланк, выводила каракули: "Мама, долетел хорошо..." "Орлёнок" встретил белой накипью шумных волн, ритмично бьющихся о берег Чёрного моря. На побережье горел теплом октябрь, стройные кипарисы вонзались в синее небо, а на клумбах цвели невиданные доселе розы.
Другая планета! Наши вожатые Марина и Серёжа создали для нас целый мир - мир пионерских законов и традиций. Каждый день мы заканчивали в орлятском кругу (мальчик, девочка, девочка, мальчик) - обнимали друг друга за талию: "Доброй ночи, девчата-орлята..." - говорили мальчишки. "Доброй ночи, ребята-орлята..." - отвечали девчонки.
А сколько было нам поведано легенд и сказочных историй! Особой мастерицей тут была Марина. Каждая прибрежная сопка, пологий мыс, рощица и тропинка были овеяны придуманными легендами. Все они были с налётом трагизма, разлучённых влюблённых, но в каждой из них добро побеждало зло.
Мы всем отрядом не хотели ложиться спать, выпрашивали у Марины пару-тройку свежих легенд.Не выезжавший дальше райцентра Архара, я первое время безумно скучал по своей деревне, по дому и матери.
Помню, что, поверив в историю о том, что все просьбы, сказанные "каменному цветку" - аляповатому фонтану у Дома авиации и космонавтики, - обязательно сбываются, я тайком бегал к цветку-фонтану и просил его, чтобы быстрее пришло письмо от матери.
Конверт с цветной каёмкой и словом "авиа" по верхнему краю, прилетевший из моего Отважного, был для меня подарком с неба. "Майка наша отелилась, тёлочку привела... А баба Грязниха умерла..." - писала моя мамка бесхитростные деревенские новости.

Наша дружина называлась "Звёздная", распорядок орлятского детства был насыщен до предела: подъём, завтрак, три урока в школе, где не задавали (!) домашнего задания, и череда кружков - мероприятий.
Дети в отряде были со всего Советского Союза, сыновей и дочерей доярок и токарей было немного. В основном черноморские лагеря были доступны потомкам тогдашней номен­клатуры.
Мы сдружились практически все, там были первые влюблённости, вздохи и клятва, что п­исать будем друг дружке всегда. Потом, под конец месячной смены, мы безумно привыкли друг к другу, а когда автобусы развозили нас в разные стороны, сколько было выплакано слёз.
Рыдали все! Я не помню ни одного безучастного лица. Помню, как перед самым отходом автобусов мы с Олегом из Калининской области пулей сбегали к морю и, бросив в волну по 10 копеек, стремглав вернулись обратно. Вожатая Марина нас не ругала... 7 ноября 1982 г. группа амурских детей, возвращавшихся из "Орлёнка", провела в Москве.
Я не знаю, почему так получилось, но нас повели на Красную площадь на праздничную демонстрацию. Мы стояли в первых рядах у самого Мавзолея, и я, широко распахнув глаза, смотрел на "неустанного борца за мир во всём мире, дорогого Леонида Ильича".
Он выглядел очень больным человеком, до сих пор в глазах стоит его беспомощное помахивание рукой всему советскому народу. В Благовещенске в день прилёта нас практически всех разобрали родители, за некоторыми из детей приехали на второй день.
Меня не забрал никто. Рассерженная девица из обкома комсомола выговаривала мне: - Почему за тобой не приезжают родители? Всех предупредили заранее!

Я растерянно пожимал плечами. Запертый в гостинице, я сидел словно узник, три раза в день меня кормили в гостиничном буфете и постоянно за что-то ругали. На улицу не выпускали ни на минуту. Тоска!
Просидев сутки взаперти, я решился на побег. От материнской сторублёвки осталась десятка, а плацкарта до Архары стоила 6 рублей. "Прорвусь", - решил я. Обдурив администраторшу, я пулей вылетел из гостиницы - вслед мне неслось: "Мальчик, постой..." "А как же!" - думал я, бежав, куда глаза глядели. Мне казалось, что за мной гонится весь Благовещенск.
Остановился только тогда, когда сердце стало биться высоко в горле... От станции Татакан до моей деревни 3 километра просёлочной дороги, билет на поезд я по наивности взял только до Архары. Татакан - следующая за Архарой. "Попрошусь, довезут", - по-детски думал я. - Пацан, вставай! Архара! - грубо толкнул меня проводник. - Дяденька, а можно на следующей выйду? У меня нет денег на автобус, а оттуда я пешком добегу. - Выходи, я сказал! - проводник был непреклонен.
Я вышел в ночь. Глотая слёзы, не встреченный никем, "орлёнок" понуро шёл вдоль вагонов. - Ты что плачешь, мальчик? - участливо спросила проводница одного из вагонов. Я выпалил всё про лагерь, про Чёрное море и то, что денег нет ни копейки, а до деревни 12 км отсюда идти. - Заходи ко мне в вагон, доедем до твоего Татакана. Я зайцем бежал от станции до своего дома - душила обида, почему никто не встретил.
На мой торопливый стук в окно открыла мама, одна нога её была в гипсе... - Сынок, я на ферме ногу сломала. Сердце стало чёрным, что некому тебя встретить, - гладила она меня по голове. С неведомого ей Чёрного моря я привёз 2 килограмма краснобоких яблок и кучу восторженных рассказов о той счаст­ливой "стране" Пионерия, где я был, где тепло и беззаботно и печку топить не надо.
Мать в ту ночь яблоки мои даже и не попробовала, подперев щёку ладошкой, она смотрела на меня и почему-то плакала: - Ешь ты яблочки, в такую даль вёз, а я не хочу. Правда не хочу, сынок, - тихо говорила она.
Я ей не верил...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:

Смотри также

Невероятные случаи, которые по статистике не должны были произойти Все верно Голодающие.. Началось все просто и банально... Как выбрать арбуз Ёбушки ГМО Работал я когда-то фрезеровщиком Подборка странных мыслей, которые мешают нам спать Гениально Один дома: 10 жутких историй, которые произошли с пользователями Сети