В этом мире много несправедливых вещей, но одна из самых больших - это то, что символом пошлости стал поручик Ржевский.
"Мадам, разрешите вам вп...", "надеюсь, дамы не будут возражать, если я закурю?", "корнет, поцелуйте меня в затылок", "Наташа, возьмите меня за х.. обеими ру..." - из всех этих анекдотов видно, что поручик - прежде всего - оригинал. А оригинал пошляком быть не может по определению, ведь пошлость всегда вторична.
На самом деле, Ржевский из анекдотов - человек противопоставивший себя окружающим пошлякам и ханжам вроде гусаров и Наташи Ростовой. Однако звание главного пошляка на Руси до появления Петросяна (пошляка действительного) оставалось за поручиком. Поручик оказался совершенно не понят, то есть понят, как говорил Веничка Ерофеев, антиномично, то есть совершенно по-свински. Как же это могло произойти?
Совершенно очевидно, что связана эта вопиющая несправедливость с тем печальным фактом, что в головах огромного числа людей понятия "пошлое" и "неприличное" являются синонимами. Должен сразу оговориться, что слово "неприличное" здесь и далее употребляется в смысле, который привыкло в него вкладывать большинство - т.е. понятия сексуального характера или табуированная лексика. Для меня же, например, напыщенные речи некоторых господ о духовности и бездуховности, в неисчислимое количество раз неприличней, чем разнузданная групповуха на Красной площади под матерные частушки. Впрочем, сейчас речь несколько о другом.
Нельзя отрицать, что "неприличное" может быть пошлым. Конечно может, как и все остальное. Можно привести в пример похабные поэмки Ильи Резника, тексты группы "Сектор газа"... Позволю себе, трижды сплюнув, и извинившись перед Александром Сергеевичем за такое невольное соседство, сказать, что "Гавриилиада" - чудовищно пошлое произведение. Нарочито пошлое, я бы сказал. Я даже не про тему или не столько про тему, как про "цветок любви" и все такое прочее.
Раз речь зашла о классике, можно вспомнить, например, Берга из "Войны и мира". Или у Тургенева - пошляк на пошляке сидит и пошляком погоняет. Взять хоть "Дворянское гнездо"... Но это уже "приличные" пошляки.
Каким образом и на каком этапе произошла эта подмена понятия слова "пошлость", я, к сожалению, не знаю. Как и не могу дать, собственно, четкого определения этому слову. Пошлость - такая штука, которую довольно легко поймать в ее конкретных проявлениях, но очень сложно дать внятное общее определение. А конкретных - сколько угодно... Не берем передачу "Аншлаг", партию "Единая Россия", лотки на Арбате, русский шансон, русскую попсу и фильм "Сибирский цирюльник" - это такие самоочевидные вещи, что о них и говорить-то неловко. Вынося это за скобки, лично для меня очевидно, что пошло
вывешивать фотографию осеннего пейзажа и озаглавливать ее "Унылая пора".
Или зимнего - и подписать "Февраль! Достать чернил и плакать"
И в стомиллионный раз писать в комментариях "где достать такую траву?"
Называть Лебедева "Артемий Татьянович".
И постоянно цитировать советские комедии
И, при упоминании о шведах, острить на тему Полтавской битвы.
И употреблять слова вроде "сисечки".
И цепляться за модные термины вроде "офисный планктон" или там "кризис", бесконечно мусоля их пока сами не отвалятся от времени.
И считать все "неприличное" пошлым.
Извините, если в кого попал - ни в кого конкретно не целил.
Да, кстати. Писать такой пафосный пост про пошлость, как этот - вопиющая пошлость.
А какое ко всему этому имеет отношение поручик Ржевский? Да ведь в том и дело, что совершенно никакого!