26 августа 2010 года в 22:01

CCCР - 2012

Правительственный кортеж лихо подлетел к зданию Центра управления полётами. Один из офицеров охраны открыл дверь, и Ельцин вышел из машины. В окружении свиты, здороваясь на ходу с работниками ЦУПа, он проследовал в специально приготовленную для него комнату.

Офицер охраны, врач, девушка из обслуги и представитель ЦУПа смотрели на него, ожидая распоряжений.

- Сколько времени до сеанса связи? - спросил Ельцин у "цуповца".

- Касание поверхности ожидается через 65 минут, - ответил тот, - Но сообщение к нам поступит 20 минут спустя. После этого вы сможете обратится к ним с приветствием, и ещё через 20 минут они его получат.

- Значит у меня есть полтора часа, - кивнул Ельцин, - оставьте меня одного.

Все четверо вышли.

Ельцин хмыкнул. Он-то прекрасно знал, что его одиночество - понятие условное. В соседней комнате врачи следят за показаниями его организма и если что, вломятся без всякого приглашения. Да и ребята из 9-го управления КГБ наверняка установили здесь камеру наблюдения для подстраховки. Ничего, не поделаешь, статус.

Ельцин встал из кресла и подошёл к зеркалу. Ему стукнул уже 81 год, и для своих лет выглядел он неплохо, недаром советские врачи за последние 10 лет взяли 6 Нобелевских премий по медицине. Хотя, конечно, он мог бы выглядеть и лучше, если бы в своё время раньше завязал с выпивкой и курением. Но что уж теперь говорить...

В последнее время он любил оставаться один и вспоминать. Не для мемуаров, за которыми выстраиваются очереди журналистов со всего мира, а для себя. Это началось после смерти жены. Дети выросли, у них свои заботы, а он, окружённый почётом и уважением, остался один. Почётный председатель Коммунистической партии Советского Союза, дважды Герой Советского Соза, кавалер пяти орденов Ленина...



Ельцин поморщился. Хорошо, что он вовремя остановил этот неудержимый процесс награждения. Тень Брежнева и так витала над ним в последние годы. Вот такой участи для себя он точно не хотел - быть посмешищем у власти. Слава Богу, его эта участь миновала.

Ельцин подошёл к столику, налил "Боржоми" и залпом выпил. От этой привычки он так и не избавился, хотя водки не пил уже...Да, в декабре пошёл 21-й год, как он завязал с "беленькой". Вернее, его заставили это сделать.

А ведь всё могло быть иначе... Если бы тогда, в октябре 1987 года на Пленуме ЦК, его резкое выступление с критикой Горбачёва и ряда членов Политбюро неожиданно не поддержали. А ведь могли не поддержать, могли осадить, или вообще выгнать с поста 1-го секретаря Московского горкома. И где бы он был сейчас? Да и был бы вообще?

Но тогда Пленум ЦК неожиданно встал на его сторону, обвинив Горбачёва в безволии, отсутствии чёткой линии, пораженческом курсе во внешней политике. Горбачёв продержался на своём посту до лета 88-го, до Всесоюзной партконференции, на которой рассчитывал подавить оппозицию.

Но к тому времени на сторону Ельцина встал генералитет и КГБ, которые подверглись нападкам Горбачёва после истории с Рустом. Армия не простила генсеку устроенной "чистки" и перешла в оппозицию.

В Ельцине они видели "жёсткую руку", которая способна подавить брожение в обществе в период экономических проблем.

На партконференции вопрос об отставке Горбачёва не должен был подниматься, но его буквально продавили, и решительно проголосовали за снятие Горби, предъявив ему традиционные обвинения в отходе от ленинских принципов, создании своего "культа личности", подрыве авторите СССР на международной арене.

Тогда встал вопрос: что делать с Горбачёвым? Запереть его, как Хрущёва, на даче? Или отдать под суд, как настаивали парни из КГБ?

Ельцин проявил тогда либерализм, за который его неоднократно потом критиковали соратники: дал уехать Горби на Запад, где он был популярен.

Чета Горбачёвых ещё с десяток лет считалась главными экспертами по СССР, а сам Горби даже рассчитывал на триумфальное возвращение. Потом спрос на Горбачёвых упал, и постепенно они сошли со сцены. Говорят, что он доживает своей век где-то на юге США, держа небольшую пиццерию в маленьком городишке...

Впрочем, после снятия Горбачёва, судьба отставника была отнюдь не главным вопросом. Запущенные им процессы перестройки давали такие побочные эффекты, что только держись. В союзных республиках начинался пожар национализма, грянул конфликт в Карабахе и резня в Сумгаите.

Республиканские власти порой не только не тушили пожар, но сами подкидывали дровишек, проверяя центр на стойкость. На фоне тяжелейшего экономического кризиса, связанного с падением мировых цен на нефть, внутренние проблемы СССР нарастали, как снежный ком.

На этом играли либералы, требовавшие политических свобод, многопартийности, отмены 6-й статьи Конституции о руководящей роли партии.

В этой ситуации он поддержал жёсткий курс: Сахарова отправили обратно в Горький, болтунов из Хельсинской группы разместили по психушкам, другим рьяным активистам прописали лесоповал.

Это вызвало бешеную истерику за рубежом, усиление экономического давления, ограничение поставок продовольствия. Стране грозил голод.

В этих условиях Ельцин ввёл предельно жёсткие меры - в ряде республик партийную администрацию сменили военные, получившие право военно-полевых судов. Организаторы беспорядков расстреливались публично.

Он прекрасно понимал, что вечно держать в страхе людей нельзя. Однако остановить распад в тот момент иначе было невозможно. Кругом карточная система, обилие товаров лишь на "чёрном рынке". Обуздать спекуляцию также не получалось.

Ко всему прочему "социалистическй блок" держался лишь на штыках советских войск. ЦРУ не дремало и активно спонсировало антиправительственные группировки в Восточной Европе и в СССР.

Когда в 1989 году китайцы расстреляли студентов на Тяньаньмэнь, Ельцину казалось, что до таких крайних мер в СССР не дойдёт. Массовых расстрелов в СССР удавалось избегать до декабря 1991 года.

Именно тогда шахтёрские выступления, парализовавшие из без того дышащую на ладан экономику страны, были подавлены танками.

Вот тогда он в последний раз напился. Он лежал в пьяных слезах, когда требовались чёткие и решительны действия. Генералы и часть Политбюро требовали отставки генсека, но спасли его Рыжков и Лукьянов. Выведя его из запоя, они заставили Ельцина выступить перед Политбюро с обещанием закодироваться и взять себя в руки.

Менять лидера в столь тяжёлый момент всё-таки не рискнули. И он выступил с Обращением к советскому народу, в котором взял всю ответственность за происходящее на себя, и объявил о начале экономических реформ.

По сути, в ход была пущена "китайская модель", или "новый НЭП", а в официальных документх это именовалось "Новой стратегией экономического развития СССР".В руках государства оставались лишь стратегические отрасли хозяйства, нефтегазовая промышленность и металлургия, авиа- и автопром. Остальные отрасли становились свободными для частной инициативы.

Министром сельского хозяйства тогда стал никому неизвестный белорус Александр Лукашенко. Этот в прошлом председатель колхоза и стал творцом того, что теперь называется "советское аграрное чудо". Всего в течение пяти лет ему удалось вывести отрасль на фактически полное обеспечение страны собственным продовольствием.

То, что происходило тогда, было настоящим "чучхе" - опорой на собственные силы. СССР и страны Восточной Европы ушли фактически в полную изоляцию от "цивилизованного мира". Главной задачей СССР было избавиться от зависимости от "нефтяных денег".

И это постепенно удалось. Если мы не могли продавать товары на Запад, то никто не мешал поставлять их в Латинскую Америку, в Африку, на Ближний Восток. Находившийся в такой же политической изоляции Китай оказался в тот период не только товарищем по несчастью, но и выгодным партнёром.

Научные институты в это время стали активно перенацеливать на внедрение военных разработок в народное хозяйство.

Это сейчас тот факт, что первый серийный 3D-телевизор появился в СССР, кажется закономерным, а тогда с точки зрения Запада это казалось фантастикой.

Западная Европа сдалась первой. Глядя на то, как бурно расцветают высокие технологии в СССР, бизнесмены двинулись сюда, наплевав на мнение политиков.

Ельцин улыбнулся. Он вспомнил, что первой моделью советского ПК, превзошедшей зарубежные аналоги, стала модель с названием "Сталинград".

Да, этот грозный "Сталинград" заставил сдаться в плен не одного конкурента.

А где нынче хвалёный "Боинг"? Эти корыта не хотят покупать даже в беднейших странах Африки, предпочитая брать даже поддержанные "ИЛы-345" и "ТУ-945".

А "Мерседес"? Что он сегодня может противопоставить роскошному 961-му "Москвичу"?

О чём тут говорить, если даже для лечения первых лиц государства на Западе закупают нашу медицинскую аппаратуру?

Конечно, очередной рост цен на энергоресурсы сильно подкосил Штаты и Западную Европу. Те огромные суммы денег, которые СССР стал получать после 1998 года, активно вкладывались в новые перспективные проекты, особенно в сфере высоких технологий. Началась массовая утечка мозгов из США и в СССР.

Ничего не попишешь, человек ищет, где лучше. Даже Билл Гейтс, владелец третьей по мощи корпорации в сфере компьтерных технологий, уступающей лишь могучему "Кванту" Перельмана и "Красному мегабиту" Касперского, и тот перевёз свою штаб-квартиру под Новосибирск. Чтобы не отстать, приходится быть в центре научной мысли.

Сегодня, когда СССР первая и по сути единственная сверхдержава, когда распалось НАТО, а США под тяжестью внутренних проблем, того и гляди, распадётся на отдельные Штаты, кажется, что иначе просто и быть не могло.

На днях внук принёс Ельцину популярную ныне на Западе книгу некоего Бориса Акунина "Перестройка". Автор делает предположение, что было бы, если бы Горбачёв остался у власти. У него получается, что СССР бы распался, а он, Борис Ельцин, стал бы тираном-антикоммунистом. Довольно забавная книжонка, любопытно читать. Этот писатель похоронил его в 2007 году с отпеванием во вновь отстроенном Храме Христа Спасителя.

Интересно было находить знакомые фамилии. Юра Лужков, который выведен в книге мэром Москвы, на самом деле сейчас зам.министра строительства. Толя Собчак преподаёт в ЛГУ, и очень зол на автора книги, выведшего его редкой сволочью. Правда, дочери Собчака, Ксении, досталось ещё больше. Она показана в книге настоящей проституткой. Наверное, секретарю ЦК ВЛКСМ читать о себе такое крайне неприятно.

Анатолия Чубайса Ельцин тоже видел пару раз на совещании. Обычный сотрудник Госплана, ничего демонического. Почему его так разукрасил Акунин, непонятно.

Некоторые персоны из книги этот писатель, видимо, нашёл в телефонном справочнике. Так, оказалось, что Борис Грызлов, у которого в книге должность "спикер Госдумы" - на самом деле сильно пьющий начальник ЖЭКа в Ленинграде, а Валентина Матвиенко - простой бухгалтер.

А вот Путина из книги Ельцин помнил хорошо. Ему показывали видео задержания этого сотрудника КГБ в ГДР. До тех пор, пока на него вышли в 1995 году, он сдал несколько десятков советских агентов на Западе. Ельцин помнил его жалкое, растерянное лицо во время ареста. Потом ему передавали прошение о помиловании от этого предателя.

Ельцин не любил подписывать смертные приговоры, но тот случай был особый - слишком серьёзный был нанесён урон стране.

Ельцин тряхнул головой, отгоняя тягостные воспоминания, и глянул на часы. Ого, прошло уже больше часа, скоро пора идти.

Давненько ему не приходилось участвовать в столь значительных событиях. В 2002 году он ушёл с поста генсека на пост Почётного председателя партии, специально для него учреждённый. Положение в стране было блестящим, и он мог оставаться у руля и дальше, но Ельцин отказался от этого. Ему перевалило за 70, и повторять ошибки Леонида Ильича он не собирался. Пост генсека Ельцин передал Геннадию Зюганову. А в 2010 году покинул свой пост и верный соратник Ельцина, председатель Совета министров СССР Нурсултан Назарбаев, передавший полномочия Александру Лукашенко.

Впрочем, и Гена скоро уступит своё место. В 2014 году преемником Зюганова должен стать 1-й секретарь Ленинградского горкома Дмитрий Медведев, настоящий коммунист 21-го века.

Система передачи власти в СССР, наконец-то, отлажена.

Но на сегодняшнее событие, безусловно, главное событие 2012 года, позвали именно его. Именно он, Почётный председатель ЦК КПСС Борис Николаевич Ельцин, должен приветствовать экипаж космического корабля "Сергей Королёв", который совершит первую в истории человечества посадку на Марс.

Сегодня никого не удивишь не тремя советскими космическими заводами на орбите, не нашей обитаемой базой на Луне. Конечно, этого не больше ни у кого, даже у прогрессирующих китайцев.

Но полёт на Марс - это совершенно новый этап, и Ельцину, которого историки уже при жизни в учебниках стали ставить в один ряд с Лениным и Сталиным, решили поручить приветствовать экипаж. Ведь именно его деятельность на посту генсека и сделала эту сказку былью.

В экипаже "Сергея Королёва" три гражданина СССР, китаец, француз и поляк. Американцы от участия в полёте отказались, хотя им предлагали одно место. Их собственная программа полёта на Марс потерпела крах, и теперь они лишь зрители. Впрочем, к этой роли в последние годы они уже привыкли.

В этот момент в комнату Ельцина постучали. Вошедший руководитель ЦУПа доложил:

- Товарищ председатель партии! Космический корабль "Сергей Королёв" совершил успешную посадку на поверхность Марса!

Ельцин встал и отправился в Главный зал ЦУПа, чтобы зачитать ранее написанное приветствие. Текст получился хорошим, а импровизировать в такой момент он не хотел, помня, что его легендарное "штааа" и так гуляет по анекдотам.

- Ну что, войду в историю, примазавшись к славе космонавтов? - улыбнулся он окружающим, которые смотрели с уважением на этого великого человека, который, несмотря ни на какие свои достижения, сумел сохранить иронию по отношению к своей персоне.

Смотри также