8 апреля 2018 года в 16:42

Просто Квашино

Эдуард Успенский когда-то написал кучу прекрасных детских книг. Без дураков - прекрасных. У нас со сказочниками, не опирающимися на западные аналоги, всегда было тяжко. Эдуард Успенский подарил нам Чебурашку с Геной, Дядю Федора с Матроскиным и Шариком, гарантийных человечков (нынче ставших няшными фиксиками, но утратившими совершенно недетскую глубину - вы попробуйте почитать ту старую книжку!) Много чего подарил, и я ему за это безмерно признателен.
Потом Эдуард Успенский написал целую кучу ужасных книг о тех же героях. Крокодил Гена занялся бизнесом, в Простоквашино начался "новый порядок", появились какие-то бандиты и полевые командиры. Это, конечно, право автора, но лучше бы бизнесом занимались какие-нибудь новые герои...
"Союзмультфильм" когда-то снял кучу прекрасных мультиков. Без дураков - прекрасных. Они побеждали на фестивалях, на них выросли все дети Советского Союза. Даже перечислять не стану, зачем...
Потом "Союзмультфильм" долго и тяжело болел, пытался что-то сделать, храбрился и обещал вот-вот снять новые прекрасные мультики. Пока он это делал появилась "Маша и Медведь", "Смешарики", "Фиксики", "Куми-куми", "Богатыри" во всех видах - и ещё много чего, к чему "Союзмультфильм" отношения не имел. Но вот "Союзмультфильм" всё-таки снял первую серию нового "Простоквашино". А Эдуард Успенский подал на них в суд.

Я всех люблю, при этом позицию автора всегда считаю более главной и поддерживаю. По понятной причине. Однако в ситуации, когда обе стороны заявляют, что нарушено их право, решать должен суд. Что подписал Успенский и подписал ли вообще. Какие права остались у "Союзмультфильма" с незапамятных времен, а каких и не было никогда.
Пусть решает суд. "Союзмультфильм" - он государственный и большой. А Успенский писатель большой и громкий, его тоже так просто не обидишь.
Но одно хочу сказать - я посмотрел первую серию нового "Простоквашино" и мне стало грустно. Даже не из-за того, что папа Дима зовёт дочь "Вера Павловна", хотя это очень чёткий показатель полнейшего пренебрежения исходным текстом. Зовёт и зовёт. Нравы такие, богемные. Жена в телевизоре работает, по концертам ездит, ну мало ли что... А папа Дима всех детей любит, сказала жена, что дочь Вера Павловна - он не против... :)
И то, что подросший на два года Дядя Федор лихо переместился из СССР в наши дни, воткнул в уши наушники и вместо презренной докторской колбасы стал лопать модный пончик. Фиксики тоже сильно изменились. :)
Ребята, но ведь банально скучно, вторично и без всякой логики.
Ну вот "Дядя Федор". Так его родители звали, потому что он был очень самостоятельный и серьезный. Верю! А почему тогда они зовут дочь Верой Павловной? Чернышевского вдруг вспомнили? Не верю. Героиня "Что делать" с плеерами и мобильниками никак не сочетается.
Что Дядя Федор мог написать в советский секретный НИИ и ему прислали искусственное солнышко - верю!
Что Вера Павловна забралась в посылку и сама через смартфон себя отправила в деревню - не верю.
В старых мультфильмах так или иначе была какая-то история. В каждом.
В первой серии мультсериала истории нет никакой. Грызун под печкой на историю никак не тянет. Если сценаристы думают, что в пилоте можно ничего не рассказывать, а только старых героев осовременить - они глубоко ошибаются...
В общем - так или иначе, но с правами-то разберутся. А вот перезапуск не удался. Я сейчас кошмарную вещь скажу - но даже история про полевого командира Матроскина, или как там было в девяностые годы в книжках Успенского, и то бы лучше смотрелась. :) И вообще из всего оригинального цикла книг можно было спокойно "наковырять" сюжетов на весь сериал. И выглядели бы они современно. Но для этого надо было договориться с автором, разумеется, а это как мы понимаем - толком сделано не было.
А всё почему? А потому, что существует определённая прослойка творческих деятелей, которая уверена - автор не важен. Мы сами всё умеем. Чего там сложного.
Непрофессионализм. Увы. Времена дилетантов.
Сергей Лукьяненко


Смотри также