Кинорежиссёр Пол Ратнер (Paul Ratner) заинтересовался коренными народами Америки, снимая исторический приключенческий фильм "Моисей на мессе". В результате он собрал увлекательный фотоархив, который включает не только чёрно-белые, но и редкие даже для начала 20-го века цветные ретро фото. Миннехаха (округ в Южной Дакоте). Снимок 1904 года, опубликованный Detroit Photographic.
"Меня как режиссёра тянет к изображениям. Любовь к плёнке пришла из старых чёрно-белых фильмов таких признанных мастеров кино, как Бергман, Эйзенштейн, Бунюэль, Ланг, Дрейер, Одзу и других. Какое-то время в колледже я даже чувствовал себя почти предателем, когда смотрел цветное кино. Но с возрастом пришло признание цвета, и теперь мне сложно придерживаться монохромной диеты. Жизнь слишком блистательна для одного тона", - писал Пол Ратнер
Амос Два быка, индеец племени лакота, 1900 год.
Знахарь с пациентом. Таос-Пуэбло, Нью-Мексико, 1905 год.
Вождь племени хикарилья-апачи Джеймс Гарфилд, 1899 год.
По словам Ратнера, пристрастие к исследованию старых фотографий коренных народов развилось у него во время работы над фильмом "Моисей на мессе". Это история о немецко-еврейском иммигранте, который влюбился в девушку из племени индейцев Акома и стал правителем её народа в Нью-Мексико в конце 1800-х годов.
Ожерелье из костей. Вождь племени Оглала лакота, 1899 год.
Чарльз Американский Конь (сын вождя племени Оглала лакота), 1901 год
Поселение Акома в Нью-Мексико, начало 1900-х.
Вождь шайеннов Волчий плащ, 1898 год.
Индеец племени сиксика Стрела орла, Монтана, начало 1900-х.
"Я смотрел на чёрно-белые фотографии прекрасных загадочных людей, и не мог поверить, что кто-то хочет уничтожить их с континента, ведя сознательную политику на протяжении более сотни лет. Это казалось настолько бесчеловечно и по-варварски. Копаясь глубже, я начал находить раскрашенные фотографии первых американцев. В них люди оживали ещё больше. Глядя на них, я вижу личностей с царским достоинством, которые не отличаются от исторических портретов европейских королей, королев и знати. За исключением того, что они не только демонстрируют величественные регалии, но и сильные, естественные лица, а не слабые, сухие взоры некоторых заокеанских правителей, которые привели их гибели", - вспоминал режиссёр.
Вождь Маленькая рана со своей семьей. Оглала Лакота, 1899 год.
Сильная левая рука и его семья, резервация северных шайеннов, 1906 год.
Танцор индейского племени кроу, начало 1900-х годов.
Типи в стойбище племени черноногих, начало 1900-х.
Пять индейцев-всадников в Монтане, начало 1900-х.
Старый Койот (или Желтый пес), племя кроу. Оригинал фотографии 1879 года, цветная ретушь 1910 года.
Мужчины племени пиеган, молящиеся Громовой птице у реки в штате Монтана, 1912 год.
Мастер по изготовлению стрел, племя оджибве, 1903 год.
Большинство из обнаруженных фотографий было раскрашено вручную, так как цветная плёнка оставалась экспериментальной областью до 1930-х годов. Живопись на чёрно-белых снимках это само по себе искусство. Многие из раскрашенных изображений демонстрируют талант фотографов, которые сохранили для нас правдивые образы, казалось исчезающих людей.
Индеец одного из племен северных равнин, Монтана, начало 1900-х.
Подобный песне, индеец племени пуэбло, 1899 год.
Джеронимо, индеец племени апачей, 1898 год.
Пасущиеся лошади возле стойбища племени черноногих, Монтана, начало 1900-х.
Конечно, коренные американцы не исчезли, вопреки настойчивым усилиям. Они становятся ещё сильнее, но их исторический образ жизни по большому счёту можно найти лишь на этих фотографиях.
Ручная роспись фото молодой индианки на берегу реки, начало 1900-х.
Фото индейцев кайова, 1898 год.