Да простит меня достопочтенная публика, может многим это не понравится, но сегодня хочу продолжить тему сладостей в СССР, начатую вчера с тортов. Сегодняшняя будет посвящена шоколаду и конфетам.
Обо всех марках конфет и шоколада рассказать будет сложно. Речь пойдет о самых популярных в то время.
История появления шоколада и конфет в России и СССР.Нам сейчас кажется, что шоколад был всегда. Ну невозможно себе представить, что в этом мире когда-то не было шоколадных конфет. А между тем первая шоколадная плитка появилась только в 1899 году в Швейцарии. В России кондитерское производство до начала XIX века было, по большей части, кустарным. Активно осваивали русский кондитерский рынок и иностранцы. История появления шоколада в России началась в 1850 году, когда приехавший из немецкого Вюртенберга в Москву Фердинанд фон Эйнем открыл на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколадной продукции, в том числе и конфет.
В 1867 году Эйнем и его компаньон Гейс построили на Софийской набережной здание новой фабрики. Как гласят сведения из истории шоколада в России, эта фабрика одной из первых была оснащена паровой машиной, что позволило фирме быстро стать одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в стране.
После революции 1917 года все кондитерские фабрики перешли в руки государства - в ноябре 1918 года вышел декрет Совнаркома о национализации кондитерской промышленности. Естественно, что смена хозяев повлекла за собой и смену названий. Фабрика Абрикосовых получила имя рабочего Петра Акимовича Бабаева, председателя Сокольнического райисполкома Москвы. Фирма "Эйнем" стала называться "Красный Октябрь", а бывшая фабрика купцов Леновых была переименована в "Рот Фронт". Правда, идеи Маркса и Ленина, революционный настрой и новые названия никак не могли повлиять на технологию производства кондитерских изделий. Как при старой, так и при новой власти для производства сладостей нужен был сахар, а для изготовления шоколада - какао-бобы. И с этим были серьезные проблемы. "Сахарные" районы страны долгое время были под властью белых, а валюта и золото, за которые можно было купить заморское сырье, шли на закупку хлеба. Только к середине 20-х годов кондитерское производство было более-менее возрождено. Помог этому НЭП, предпринимательская жилка и рост благосостояния городских жителей позволили быстро увеличить выпуск карамели, конфет, печенья, пирожных. Свой отпечаток на кондитерскую отрасль наложила плановая экономика, пришедшая на смену НЭПу. С 1928 года производство сладостей было строго регламентировано, каждая фабрика была переведена на свой, отдельный вид продукции. В Москве, например, карамель производила фабрика имени Бабаева. Производителем шоколада в СССР была фабрика "Красный Октябрь", а печенья - "Большевик".
В годы войны многие кондитерские фабрики были эвакуированы из европейской части страны в тыл. Кондитеры продолжали работать, выпуская, помимо прочего, стратегически важную продукцию. В набор "неприкосновенного запаса" обязательно входила плитка шоколада, спасшая жизнь не одному летчику или моряку.
После войны по репарации из Германии в СССР поступило оборудование с немецких кондитерских предприятий, что позволило в короткие сроки наладить производство шоколадных изделий. Производство шоколада росло с каждым годом. К примеру, в 1946 году на фирме-производителе шоколада в СССР имени Бабаева было переработано 500 тонн какао-бобов, в 1950-м - 2000 тонн, а к концу 60-х годов - 9000 тонн ежегодно. Такому внушительному росту производства косвенно способствовала внешняя политика. Советский Союз долгие годы поддерживал различные режимы во многих странах мира, в том числе и африканских. Главным для этих режимов было поклясться в верности коммунистическим идеалам, и тогда помощь в виде оружия, техники, оборудования была обеспечена. Поддержка эта была практически безвозмездной, единственное, чем африканцы могли хоть как-то расплатиться с СССР, - это сырье и продукция сельского хозяйства. Поэтому-то кондитерские фабрики бесперебойно снабжались сырьем с далеких африканских просторов.
В те годы конкуренции между производителями шоколада в Советском Союзе, в традиционном ее понимании, не было. Кондитеры могли бороться за премии и звания, например "лучший в отрасли", за награды на выставках, за любовь, в конце концов, потребителей, но не за их кошельки. Проблемы со сбытом конфет и другой сладкой продукции могли быть у совсем уж нерадивых и "невкусных" производителей. Но и дефицита, по крайней мере в крупных городах, не было. Конечно, время от времени названия конфет в СССР, как "Белочка", "Мишка на Севере" или "Каракум" исчезали с прилавков, а "Птичье молоко" вообще редко на них появлялось, но обычно москвичи, киевляне или харьковчане могли купить, пусть не в каждом магазине, свои любимые лакомства. Исключение составляли предпраздничные дни. Каждое предновогоднее детское представление в театре или утренник заканчивались раздачей сладких наборов, из-за чего с полок магазинов в это время исчезали самые популярные сорта конфет. Перед 8 Марта с трудом можно было найти конфеты в коробках, которые вместе с букетиком цветов составляли "универсальный", не требующий от мужчин серьезных раздумий подарок к празднику.
Конфеты "Белочка"Шоколадные конфеты, главным атрибутом которых является дроблённый фундук в начинке, а также стилизованное изображение белочки с орешком в лапках.
Первая "Белочка" появилась в начале 1940-х годов и производилась Кондитерской фабрикой имени Н.К.Крупской, которая входила в состав Ленинградского производственного объединения кондитерской промышленности. В советское время объем производства фабрикой этих популярных конфет достигал тысяч тонн в год.
Конфеты "Каракум"Шоколадные конфеты изготавливались из орехового пралине с добавлением какао и дробленых вафель.
Изначально "Кара-Кум" был фирменной маркой Таганрогской кондитерской фабрики.
Конфеты "Мишка на Севере"Мягкие глазурованные конфеты с ореховой начинкой, заключенной в вафельный корпус, получившие такое ласковое название "Мишка на Севере", кондитеры фабрики им. Крупской начали выпускать накануне Великой Отечественной войны, в далеком 1939 г. Конфеты настолько полюбились жителям города на Неве, что даже во время сложнейшего периода жизни Ленинграда, несмотря на все трудности военного времени и осадного положения, фабрика не прекратила производство этого лакомства и уже в 1943 г. выпустила 4,4 тонны конфет "Мишка на Севере". И как знать, может быть "Мишка на Севере" стал одним из тех важных элементов, что поддерживали в жителях блокадного города веру в победу.
Конфеты "Мишка косолапый""Мишка косолапый" - своеобразный советский кондитерский символ - родом не из СССР, а из царской России. Его история началась в мастерских "Товарищества паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений "Эйнемъ"", причем сама история создания конфеты давно обросла многочисленными легендами.
Примерно в 80-е годы XIX века на пробу Юлиусу Гейсу, руководителю "Товарищества "Эйнемъ", принесли конфету: толстый слой миндального пралине был заключен между двумя вафельными пластинами и глазированным шоколадом. Находка кондитеров фабриканту пришлась по вкусу, тотчас появилось и название - "Мишка косолапый". По легенде, в кабинете Гейса висела репродукция картины Ивана Шишкина и Константина Савицкого "Утро в сосновом лесу", вследствие чего сначала было придумано название, а позднее и оформление нового лакомства.
Конфеты "Красный мак"Глазированные шоколадом конфеты, корпус - пралине с добавлением леденцовой крошки и ароматизаторов ванильного и фундук.
Предположительно название конфет произошло от балета "Красный мак". В 1926 году в Большом театре готовилась постановка нового балета "Дочь порта", но руководство театра посчитало либретто балета Рейнгольда Глиэра недостаточно динамичным и мало интересным. Оживили сюжет постановщик и художник, а музыкальное оформление балета "Дочь порта", с позволения автора, были переведены на музыкальное оформление балета "Красный мак".
В сюжетную линию вплетены и отрицательные герои в образе заговорщиков и коварного начальника порта Хипса, и советские моряки, и юная китаянка по имени Тао Хоа, влюблённая в Капитана русского судна. Конфликт буржуа и большевиков, попытка отравления справедливого Капитана и трагическая кончина отважной девушки! В финальной сцене представители китайской бедноты - партизаны "красные пики" - несут тело смертельно раненой девушки на носилках, прикрывая её красным знаменем. Очнувшись, умирающая Тао Хоа передает окружающим детям алый цветок мака, подаренный Капитаном. В небе загорается огромный красный цветок. К нему идёт беднота, освобожденная от власти европейцев. На носилки с мёртвой Тао Хоа сыплются бесчисленные лепестки красного мака. Печальная и одновременно красивая история, разве не достойна она увековечивания в кондитерском искусстве?
Конфеты "Ну-ка отними!"Конфеты с пралиновым корпусом, глазированные шоколадной глазурью.
Популярная в советское время конфета "Ну-ка, отними!" тоже была выпущена более ста лет назад на фабрике "Эйнемъ" благодаря художнику Мануилу Андрееву. На фантике он изобразил свирепого вида мальчугана с битой в одной руке и надкусанной плиткой шоколада "Эйнем" в другой. Не вызывало сомнений, что мальчик готов на все, чтобы доесть шоколад.
В таком виде конфета просуществовала недолго, так как счастливый советский малыш не мог иметь такой свирепый вид, тем более - штаны в заплатах. Поэтому на последующих вариантах этикетки фабрик НАРКОМПИЩЕПРОМа СССР, а после 1947 года - Министерства пищевой промышленности - мальчик счастливо улыбается, рука уже в кармане и палка исчезла. Название тоже слегка изменилось - был местами переставлен дефис и слово "конфект" было заменено на привычное нам "конфета".
В 1952 году ученик Андреева - художник фабрики "Красный Октябрь" Леонид Челноков, творчески переработав и сохранив фон обертки, нарисовал девочку в синем в горошину платье с конфетой в руке и белой собачкой. Надпись уже была выполнена по всем правилам современной орфографии.
Карамель "Раковые шейки"Карамель в виде подушечек с шоколадно-ореховой начинкой из обжаренного миндаля и какао.
Эти конфеты, а вкупе с ними "Гусиные лапки" и "Утиные носики", были фирменным продуктом кондитерских фабрик Алексея Абрикосова. После национализации фабрики популярные конфеты сохранили не только оригинальную рецептуру, но и название.
Название карамели связывают с внешним сходством формы конфет с вареными раковыми шейками.
Батончики "Рот Фронт"Шоколадный батончик с добавление дробленых вафель, тертого арахиса.
Фабрика "Рот Фронт" берет начало с 1826 года, когда предприимчивый мещанин Сергей Ленов открыл "Кондитерскую мастерскую" по производству помадки и карамели в районе Замоскворечья. Вскоре продукция предприятия стала очень популярна и получила признание покупателей и купцов по всей России, а маленькая мастерская выросла в крупную фабрику "Торгового дома Г.А. и Е.С.Леновых".
В 1917 году владельцы фабрики - семья Леновых продали ее Центросоюзу. Предприятие получает новое название - "Кондитерская фабрика Московского Союза Потребительских Обществ" . В конце 1918 года фабрика, как и многие другие предприятия, была национализирована. Название "РОТ ФРОНТ" появилось в 1931 году в знак солидарности с немецкими рабочими-антифашистами (слова "Рот Фронт" (Красный Фронт) были девизом немецкой массовой организации рабочих-антифашистов).
Ирис "Кис-Кис"Помадная масса, получаемая при уваривании сгущённого молока с сахаром, мелассой (патокой) и жиром (сливочным или растительным маслом либо маргарином).
В советское время наряду с "Кис-Кис" большой популярностью пользовался также ирис "Золотой ключик".
Считается, что название "ирис" дал партии молочных конфет работавший в Петербурге начала XX века французский кондитер Морна, или Морнас, заметивший сходство их рельефа с лепестками ириса.
Леденцовая карамель "Монпансье".В Советском Союзе самыми популярными сладостями были леденцы в железных банках (монпансье). Фруктовые леденцы, маленькие, как таблеточки. Настоящие леденцы, из карамелизированного сахара.
Вкусы, как и цвета, были разные. Некоторые целенаправленно покупали, например, только лимонные, апельсиновые или ягодные, большинство же выбирали ассорти.
Шоколад "Вдохновение"Это был первый в стране шоколад, разделённый на порционные кусочки. Мало кто знает, но его появлением в нашей стране мы обязаны Председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину. Во время своего визита во Францию чем-то подобным его угостили местные кондитеры.
Вдохновлённый Косыгин привёз французский шоколад с собой и дал указания Государственной кондитерской фабрике №2 немедленно начать собственное производство. В 1967 году шоколад под названием "Вдохновение" появился на прилавках. Для оформления упаковки была выбрана тема балета, который всегда был визитной карточкой нашей страны.
Шоколад "Аленка"Молочный шоколад, изготавливавшийся в СССР с 1965 года.
В начале 1960-х годов правительством СССР была принята новая продовольственная программа, в которой особое внимание отводилось созданию массового, доступного по цене молочного шоколада. На различных фабриках в Москве начались эксперименты по созданию вкусного шоколада. В 1964 году советскими специалистами-кондитерами на московской фабрике "Красный Октябрь" была разработана подходящая рецептура, которая была внедрена в производство одновременно с "Красным Октябрем" на фабриках "Рот Фронт" и им. Бабаева, а затем на многих других советских кондитерских фабриках. Первыми "Алёнками" стали бабаевская - девочка в синем платочке - и две рот-фронтовские - девочка с лейкой и девочка с собачкой и зайчиком. Название шоколад получил по имени дочери Валентины Терешковой Елены.
До 1964 года у "Алёнки", выпускаемой "Красным Октябрём", не было постоянного оформления обёртки. Шоколадки первое время выпускались с разными изображениями и разным цветом обёртки. В итоге фабрика приняла решение по выработке своего фирменного портрета "Алёнки". Было предложено использовать в оформлении обложки картину Васнецова "Алёнушка", но эта идея поддержки не получила. И тогда руководство фабрики через газету "Вечерняя Москва" объявило конкурс на фотографию девочки, которая впоследствии станет темой оформления шоколадки. В конкурсе победила фотография заслуженного работника культуры РСФСР Александра Геринаса, которую тот сделал в 1960 году. На фотографии была изображена восьмимесячная дочь Геринаса Елена в шёлковом платке.