"Не всегда полезно, но и не совсем бесполезно", - это мантра, объясняющая суть "чиндогу", японского искусства создания туфель на шпильках со встроенными зонтиками, причудливых салфеток для поедания спагетти, клей-карандашей, заполненных сливочных маслом и прочих невероятных вещей.
Все это бессмысленные изобретения, начисто лишенные полезности и цели. "Я презираю материализм и превращение всего на свете в товар", - объясняет концепцию "чиндогу" 71-летний Кэндзи Каваками, чья врожденная страсть к нонконформизму в девяностые годы привела его к идее создания этого искусства.
Каваками изучал в университете Токай авиационную технику, но бросил учебу в 1967 году, чтобы поддержать студенческие акции протеста. Годы спустя он оказался дизайнером, работающим над иллюстрированным каталогом "товары почтой". Когда контент выглядел особенно скучным, он добавлял в него какой-нибудь издевательский продукт собственного изобретения, развлекаясь псевдо-капиталистической пародией.
"В принципе, "чиндогу" - это то же самое, что и промышленная революция в Великобритании, - сказал он в 2002 году изданию Japan Inc. - Одно большое отличие заключается в том, что в то время как большинство изобретений призваны сделать жизнь более удобной, предметы "чиндогу" имеет больше недостатков, чем достоинств, поэтому люди не могут их продать. Это изобретательские провалы".
Япония пришла в неистовый восторг от "чиндогу", а за ней последовал весь мир. Но творения Каваками не предназначались для продажи, и ему пришлось создать свод из "десяти заповедей искусства чиндогу".
Не всерьез - "чиндогу" не может предназначаться для реального использования.
Материальность - предметы "чиндогу" должны существовать материальном мире.
Анархия - "в них должен быть заложен дух анархии".
Универсальная небесполезность - "чиндогу - инструменты для повседневной жизни".
Не для продажи - "чиндогу не продаются".
Не пытаться быть просто смешными - "юмор не должен быть единственной причиной для создания чиндогу".
Пропаганде - нет - "чиндогу не является пропагандой".
Никаких интимных намеков - "чиндогу никогда не касается запретных тем".
Не жадничать - "чиндогу не подлежит патентованию".
Чиндогу для всех - "чиндогу лишено предубеждений".
Правда, иногда Каваками нарушает одно из собственных правил и допускает коммерциализацию "чиндогу". Это бывает тогда, поясняет художник, когда часть поступлений идет на обезвреживание фугасных мин в Камбодже.
"Наш долг как богатых и развитых стран помогать бедным, - сказал он, - и меня очень беспокоит разрыв между богатыми и бедными странами. Если задуматься о масштабах этой проблемы, политический и экономический бардак в Японии представляется несущественной мелочью".
Эти предметы можно назвать странными, забавными или даже возмутительными, но их на самом деле никак не назовешь бесполезными.