Смотрители музеев - как правило, пенсионеры. Активная молодежь считает такую работу скучной, да и зарплата у нас маленькая - у меня выходит 9000 рублей в месяц. Хотя сейчас в музеи нередко приходят трудоустраиваться относительно молодые люди с высшим образованием.
Я по профессии швея. Работы у меня всегда было много: встречи с клиентами, примерки, пошив одежды, заказы на дом. А вот когда вышла на пенсию, стало не хватать привычного ритма жизни.
Однажды прочитала объявление о вакансии смотрителя и решила попробовать. Думала, немного поработаю, а там как сложится. Уже пятый год как на посту.
Когда в музей устраивалась, специального образования не требовалось. Я сказала, что люблю искусство и посетила много музеев, в итоге меня взяли. Это спровоцировало еще больший интерес и желание глубже изучить искусство.
Нам запрещено читать, вязать, разговаривать по телефону во время рабочего дня. Если гости обращаются - можем показать, рассказать, что и где находится, на какую экспозицию пойти.
Главная задача - это сохранность экспонатов и порядок в зале. Если человеку стало плохо - звоню администратору. У него есть аптечка. На случай хулиганства или попытки воровства есть сигнальные кнопки, с помощью которых мы вызываем полицию. На моей практике, слава богу, краж не было. Да и хорошая система защиты стоит.
Злых смотрителей лично я не встречала, может, это только в крупных музеях, где поток туристов большой. Музейные смотрители - доброжелательные, приятные и интеллигентные женщины. Да, мы не разрешаем трогать экспонаты руками и иной раз можем сделать замечание посетителям, но лишь потому, что это наша работа. И мы всего лишь выполняем должностную инструкцию.
Старушка лет 70, дремлющая на стуле, - стереотип из прошлой жизни.
Давать пояснения и рассказывать посетителям об экспонатах не входит в наши обязанности - для этого есть научный сотрудник. Рассказывают экскурсоводы, но на какие-то вопросы и мы можем ответить, чтобы не показаться невежливыми. Главное, что от нас требуют, - знать точное местонахождение экспоната.
Тянет ли в сон? Бывает. Особенно когда в залах тихо и нет посетителей. Тогда стараюсь взбодриться: встану, постою или по залам пройдусь. Смотрю на картины и замечаю, что каждая из них каждый раз открывается мне по-новому: замечаю какую-то деталь, которую раньше не видела. Когда народ есть, работа не утомляет и время проходит быстро.
Присесть, конечно, можем, когда посетителей нет. А когда большой наплыв, ходим и ходим - устаю, не без этого.
Посетителям нельзя сидеть на стульчике для смотрителя. Для этого в залах есть специальные банкетки для гостей. Но если людей много в зале, то делаем исключение. У нас сажают экскурсантов, а научный сотрудник рассказывает. В больших музеях посетители попросту садятся на пол и слушают экскурсию, особенно если экскурсия многочасовая.
Сумки и рюкзаки в зал проносить нельзя. Их нужно оставлять в гардеробе. Но так как их все носят, я разрешаю их брать в руки. На плече и за спиной нельзя - заденет картину. Небольшую сумочку можно, но ее опускают вниз. Также не разрешаю пить воду в зале: влажность для картин вредна, а еще воду могут пролить и нанести тем самым ущерб музею.
Посетители бывают разные. К нам приходят и группы школьников, и студенты, и взрослые. С гостями надо быть вежливой и внимательной. Спокойно наблюдать, но знать меру, чтобы не стать раздражителем для посетителя.
Одна дамочка однажды высказала мне: "Что вы за мной ходите постоянно, что смотрите?" Как будто не знает, что это моя работа ходить и смотреть - беречь имущество музея.
Заходят к нам и иностранцы.
Недавно были туристы из Польши и парочка из Италии. И китайцы - всегда в хорошем настроении и с хорошими фотоаппаратами.
Интересно наблюдать за родителями с детьми. Одни объясняют что-то детям, те внимательно слушают. А иногда ребенок дергает: мама, это что, это что? А мама во "ВКонтакте".
А вообще, мы делим всех посетителей на три группы, в музее можно стать настоящим психологом. Первая - знатоки, ценители искусства. Их выдает восторженное выражение лица. В музей приходят как на праздник. Вторая - люди, которые хотят приобщиться к искусству и мало о нем знают. И третья - все те, которым подойдет определение "зашел из любопытства". Вот это та категория, которая значительно портит нам нервы. "Молодой человек не трогайте, пожалуйста, экспонат!" - так и хочется крикнуть им через весь зал.
Общество за последние десять лет изменилось, стало интереснее, что ли. Многие увлекаются живописью, графикой, стрит-артом. Молодежь сейчас продвинутая, смелая и открытая всему новому. Мне это импонирует. Иной раз задают такие вопросы, что впадаешь в ступор, тогда на помощь приходит научный сотрудник. Или, наоборот, совсем глупость спрашивают. Больше всего запомнилось: "А вам не тяжело целый день сидеть на стульчике и ничего не делать?". Еще такой вопрос был: "Вы, наверное, маленькую зарплату получаете?". Это любопытство способно вывести из равновесия и не совсем этично. Но моя задача - быть вежливой и корректной.
Радуют посетители, которые внимательно рассматривают картины, с задумчивым или восхищенным взглядом. Таких и сразу видно - пришли "пообщаться" с искусством. Вызывают раздражение нарушители порядка, которые громко разговаривают, бегают по залу, пытаются потрогать экспонаты руками. Часто люди уходят от нас воодушевленные и с улыбкой на лице. Это значит, что свою миссию музей выполнил!
Мой любимый зал - где представлены картины в пейзажном жанре в работах И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Шишкина, И.И. Левитана. Они вдохновляют. Природа не может не вдохновлять! Смотришь на них - как будто живые, и вот ты уже на берегу моря или в лесу под раскидистой елью...
"Черное море" - моя любимая картина. Она была написана в 1881 году Иваном Айвазовским. Он был наделен особым талантом изображать морскую стихию, и в этом ему не было равных. На этой картине только море и небо, но именно этим она завораживает и притягивает взгляды: все гениальное - просто.
Наш музей каждый год участвует в акции, посвященной Международному дню музеев - "Ночь музеев". В это время приходит большое количество людей, даже те, кто ни разу в музее и не был. Мы готовим специальную программу: новые выставки, мастер-классы, авторские экскурсии и концерт. А научные сотрудники приберегают специально к этому событию что-то новое: выставку одного дня, мастер-класс - то, что не рассказывают в обычные дни. Такой "уровень открытости" требует и повышенной бдительности от нас. Своим гостеприимством и доброжелательностью мы даем понять посетителю, что он здесь желанный гость. Ведь хорошо принять - это и себе доставить удовольствие.
Мне нравится моя работа. Я получаю эстетическое наслаждение от созерцания картин, от общения с прекрасным. К тому же мы участвуем в мастер-классах, выставках и выездных мероприятиях. А еще нам предусмотрено бесплатное посещение любых музеев России как работникам музея - при предъявлении удостоверения.
Свободное время провожу с детьми и внуками. Летом на дачу уезжаю. Стараюсь больше путешествовать: то на море уеду, то к родственникам в Санкт-Петербург. Этой зимой в Финляндию ездила.
Жизнь меняется, планы тоже. Думаю, еще года два-три поработать, а там время покажет. Что буду делать, если уйду с работы - однозначно, приобщать внуков к искусству.