11 февраля 2010 года в 12:01

Это страшное слово - офис

Москвичка Александра Давыдова устроилась на работу в известную дизайнерскую компанию. В офисе этой компании, чтобы пройти в туалет, надо преодолеть турникет. У турникета сидит охранник с журналом. В журнале фиксируется время отсутствия на рабочем месте. Давыдова не проработала и полугода, как представитель службы безопасности обратил ее внимание на тот факт, что на предыдущей неделе она провела в туалете более трех часов: "У вас расстройство желудка? Может быть, вам следует обратиться к врачу..." Вскоре Александра Давыдова уволилась. Она считает, что творческие работники не могут успешно работать в неволе.

Служба безопасности в этой компании следила не только за проведенным в туалете временем, но и за тем, в какой позе сидят сотрудники: стоило дизайнеру подпереть голову рукой или чуть повернуться от монитора - он тут же получал замечание. Но уходят с жалобами на сумасбродов-начальников не только творческие сотрудники. 75% опрошенных - среди офисных работников и руководителей среднего звена - называют тиранию со стороны руководства главной причиной увольнения с прежнего места работы, утверждает рекрутинговый портал SuperJob.


"Только за последние год-полтора у меня примерно на 20% выросло число пациентов, которые жалуются на различные ограничения в офисе, - рассказывает психотерапевт Марк Сандомирский. - Когда начался кризис, руководители стали закручивать гайки". Сотрудники не хотели увольняться сами - начинался офисный террор. Но дело не только в кризисе. И без него в руководстве компаний хватает самодуров и инноваторов, которые находятся в постоянном поиске способов повышения эффективности работы своих сотрудников.

Инноваторов в России все больше. Часто это руководители новой формации - несколько высших образований, многие учились за границей, ездят туда обмениваться опытом с зарубежными коллегами. А у тех есть чем поделиться в плане оригинального управления персоналом.

У иностранцев огромный опыт. Например, весной 2008 года сотрудникам завода Honda в британском Суиндоне запретили есть фрукты и пирожные на работе. Даже шоколадки им разрешалось есть только те, в которых нет бисквитной основы. Руководство почему-то решило, что бисквит помешает работникам выдавать потребителю продукт высшего качества. Впрочем, завод это не спасло: в прошлом году образцовое предприятие компании Honda из-за кризиса приостановило работу.

В ушедшем году с неожиданным запретом столкнулись сотрудники Canon. Там из офиса выбросили все стулья. Теперь сотрудники компании не сидят, а стоят за рабочими столами. По мнению президента Canon Хисаши Сакамаки, подобная мера помогла увеличить производительность труда. В России тоже многие работают стоя - по своей воле. Например, говорят, что специальными конторками вместо письменных столов свои кабинеты оборудовали спикер Совета Федерации Сергей Миронов и вице-премьер Игорь Сечин.

Но в Canon не ограничились тем, что подняли на ноги всех сотрудников. В коридорах была установлена специальная система, фиксирующая скорость движения работников. Чтобы все быстро двигались - шевелились. А если не успевают пройти пять метров за 3,6 секунды, срабатывает сигнализация.

Главное - повысить эффективность работы. В Европе на службу принято ходить в костюмах. Это общий стандарт. Но в 2007 году итальянская нефтегазовая компания ENI ради экономии запретила мужчинам носить летом пиджаки и галстуки - это, по замыслу, в жаркой Италии должно было позволить сэкономить на кондиционировании офисов.

Российские руководители не всегда действуют столь же рационально. Год назад Елена Гвоздева устроилась на работу секретарем в рекламное агентство. На собеседовании начальница ей рассказала, что рабочее время - с десяти утра до семи вечера, но изредка, возможно, придется задерживаться. Ударили по рукам.

Через неделю выяснилось, в чем дело: начальница планировала свой день с помощью гороскопов. Если звезды говорили, что поздним вечером может появиться клиент, приходилось задерживаться в офисе. "Мы сидели и ждали, а вдруг позвонит, - вспоминает Елена. - Обычно никто не звонил, но однажды клиент все-таки приехал к нам в 20.30. Начальница в тот день просто торжествовала!" На работу в это агентство нанимали тоже по гороскопу. Гвоздеву взяли, потому что у нее тот же знак зодиака, что и у руководительницы.

В прошлом году обсуждалась история про инструкцию по внешнему виду, которую для своих сотрудниц выпустила "Газпром нефть". Инструкция описывала все вплоть до длины ногтей и даже перечисляла конкретные марки офисной одежды, которую следовало покупать. В другой, не такой крупной, компании, которая занимается консалтингом, руководительница пошла практически тем же путем. Она стала отслеживать цвет одежды, рассказывает офисный менеджер Алина. Одежда некоторых тонов и оттенков попала в черный список. Алина жалуется: "В этом сезоне модны фиолетово-сиреневые мотивы, а нам фиолетовый строго-настрого запрещен". По ее словам, если ослушаться и прийти в фиолетовом, могут лишить премии и увеличить нагрузку.

Ирина Савина, веселая компанейская девушка, устраивалась менеджером по маркетингу в московский офис крупной зарубежной компании. Дела на работе шли отлично, пока не сменилось руководство подразделения и новая начальница не запретила сотрудникам в своем секторе общего офиса громко разговаривать, смеяться, говорить по телефону и общаться на отвлеченные темы. Сначала Савину первой оштрафовали на $10 за нарушение трудовой дисциплины. Потом сотрудники перешли на шепот. Ирина вздыхает: "Мечтаю уйти с этой работы, находиться целый день в этом склепе просто невозможно". Но приходится терпеть и хранить тишину - с поиском работы теперь несладко. На самом деле, многие западные компании следят за тем, чтобы сотрудники не шумели: например, устанавливают специальные телефонные гарнитуры с микрофонами и наушниками.

Терпеть готовы не все. Дизайнер Виктор Сидорченко уволился по собственному желанию в самый разгар кризиса, отработав в известном издательстве всего два месяца. Он объясняет почему: "Компьютеры художников стояли посреди офиса, в два ряда, мониторами к проходу. А специально нанятый сотрудник в форме охранника следил за тем, чтобы дизайнеры работали "динамично"". Нельзя было даже проверить электронную почту. Долго работать под таким прессингом Виктор не смог.

Есть такие начальники, говорит генеральный директор центра профориентации "ПрофГид" Эльмира Давыдова, которые упиваются своей властью. Например, руководитель одной крупной торговой компании с детства любил все военное. Он возомнил себя Павлом I и решил сделать из своих сотрудников солдат. Для этого в рабочее время он регулярно организовывал корпоративы за городом. Там сотрудникам приходилось играть в военные игры, маршировать и по приказу бегать кроссы. Командовал парадом он сам.

Сотрудники, конечно, не любят, когда руководители испытывают на прочность не только их психическое, но и физическое здоровье. В одной из московских фирм, которая занимается оптовыми закупками, страдающий от избыточного веса начальник посадил весь коллектив на жесткую диету. За похудание полагалась премия, а за прибавку в весе он штрафовал. В офисе установили весы.

"В большинстве случаев начальник-самодур платит сотрудникам хорошие деньги и считает, что на этом основании может делать что угодно, - объясняет Сергей Смирнов, директор Института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики. - Рынок труда сейчас в России находится под диктатом работодателя". Несмотря на то что любая дискриминация сотрудников по возрасту, весу или знаку зодиака запрещена, она часто встречается в объявлениях о найме на работу. Например: "Требуется сотрудник, рожденный в год Мыши". И даже во время кризиса люди не выдерживают и уходят.
Уволенные в связи с экономическим кризисом сотрудники, которых работодатели зачастую оставляют без положенных выплат по сокращению, в отместку нередко забирают из офисов принадлежащие компании вещи. Как выяснила в ходе опроса газета "Труд", оставшиеся без работы люди присваивают компьютеры и книги, а порой не брезгуют даже канцтоварами.

Менеджер Андрей признался, что в последний день вынес с работы ноутбук. "Мне его выделили для работы с клиентами для показа дизайн-проектов, а когда меня сократили без компенсации, я решил его не возвращать, - объясняет мужчина. - Как раз стоит около двух моих окладов".

"Из офиса я утащила домой пачку бумаги для ксерокса, - рассказывает Алена, которую уволили из банка. - А рассудила так: уволили меня по сокращению, выплатив при этом только один оклад. Не обеднеют они от пары сотен рублей. В сравнении с теми деньгами, которых мне не дали, это полнейшая ерунда".

А вот секретарша Алина забрала из офиса все канцтовары - не ради выгоды, а потому что обиделась на начальника за увольнение. "Я в тот день уезжала из офиса последней, поэтому доверху набила багажник всякими органайзерами, папками и ежедневниками. Не знаю теперь, куда их девать, - признается женщина. - Знакомым я уже раздала что могла. Сейчас хочу отвезти все это барахло в детский дом или еще куда-нибудь".
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Женское возмущение Криминальные истории из жизни обычного секс-шопа Вопрос обнаглевшим женщинам от нормального мужчины Как отличать стили катания на велосипеде Не стреляйте в офицера флота, он еще не утонул! Счастливый день Вид сверху Консервы Бассейн Плохая примета Курица энд виагра Пополам ?