В шестидесятые мир был совершенно иным местом. Заграничные поездки были редкой и дорогой экзотикой для жителей США. Большинство американцев не были за границей, а если и были, то в большинстве случаев путешествовали морем, не самолётами. В шестидесятые авиаперелёт через океан был уделом состоятельных людей.
Звонки на дальние расстояния были дорогим удовольствием, международные звонки были ещё более недоступными. От мебели до телевизоров, электрических приборов и автомобилей, на внутреннем рынке доминировали американские бренды. Первым проблеском глобализации стало появление ставших легендарными "жуков" от Volkswagen и невероятно маленьких портативных радиоприёмников от Sony.
В начале 1930-х годов, президент Рузвельт и госсекретарь Хэлл верили в либерализацию торговли как путь к всеобщему миру и сотрудничеству. При активной поддержке администрации, Конгресс в 1934 году принял Trade Agreement Act, которое позволил Халлу вести переговоры о взаимных торговых договорах со многими странами, что привело к снижению тарифов и стимулированию торговли.
Эта либерализация торговли отменила катастрофический Закон Смута - Хоули о тарифе, который привёл к невероятному сокращению мировой торговли на 66% между 1929 и 1934. Неотъемлемой частью политики Халла было принятие в 1947 генерального соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанное 23 странами и приведшее к дальнейшей либерализации мировой торговли. Главным столпом послевоенной политики США было заманивание производителей со всего мира доступом к гигантскому внутреннему рынку Соединённых Штатов.
Истощение Европы и Японии наряду с нарастанием Холодной войны стало ещё большим импульсом к открытию американского рынка. В 1966 Малькольм Маклин запустил свои первые контейнерные перевозки между Нью-Йорком и Роттердамом, что сократило стоимость морской торговли с коэффициентом 50 по отношению к устаревшим методам.
В 1965 году Хуан Трипп попросил своего друга Билла Аллена из Boeing о производстве самолётов большего размера, нежели 707. Результатом стал Боинг 747, и Pan Am был первым его заказчиком. Когда пассажирская версия 747 была введена в эксплуатацию в 1969 году, она была в два с половиной раза больше, чем Boeing 707. 747 сократил расходы на заграничные поездки на 70%.
Горб 747 позволил загружать груз на самолёт через дверь под носом кабины. Из-за грузовых 747F, затраты на транстихоокеанские авиатранспортировки резко сократились, что стало одним из главных факторов в необычайном росте ВВП азиатских "тигров" экономики: Гонконга, Тайваня, Сингапура и Японии, начиная с 1970-х годов.
США открыли свои рынки для бывших врагов в WWII, в результате чего Япония и Германия быстро превратились в экономических гигантов. Последующие администрации по большей части игнорировали откровенный меркантилизм и растущий профицит торгового баланса Японии, учитывая потребность в размещении военных баз на территории Японии. В конце концов, обменные курсы и внутриполитическое давление толкнули японских производителей автомобилей к созданию производственных заводов в США, в основном на юге страны. Такие производители электроники как Panasonic, Sony и Hitachi стали всемирными гигантами на фоне экспорта из Японии в Америку, а затем и по остальному миру, следуя за расширением мировой торговли.
Параллельно с технологическим развитием транспорта и телекоммуникаций был проведён ряд действий Конгресса и соглашений ГАТТ, которые способствовали дальнейшей либерализации транспортных и торговых правил. При администрации Картера, вдохновлённые многочисленными академическими исследованиями и примером крайне дешёвых авиаперелётов в Техасе и Калифорнии в сравнении с дорогими национальными, многие республиканские и демократические законотворцы вместе проталкивали федеральную экономическую дерегуляцию. Республиканцы при этом объясняли это битвой за "свободу рынка", а демократы - выгодой потребителя за счёт снижения цен.
За 10 лет после Staggers Rail Act 1980 года, существенно дерегулировавшего железнодорожные перевозки, вечно убыточная отрасль смогла вдвое снизить ставки, восстановив при этом свою финансовую стабильность.
С 1977 по 1994, столетие тяжёлого регулирования транспортных тарифов, маршрутов и услуг, начавшееся с железных дорог, было отброшено в сторону с сильнейшим эффектом на экономику США. К началу 21 века общие затраты на логистику были снижены с 16% ВВП в 1970-х до менее 9%, что сделало возможным значительное увеличение государственных расходов на социальные нужды.
В соответствии с решением 54 стран на Чикагской конвенции 1944 года, международный полет в течение многих десятилетий жёстко контролировался правительствами через лабиринт двусторонних договоров (4000 в настоящее время), что вело к ограниченной конкуренции и регулированию тарифов и услуг.
Начиная с 1992 года США и Нидерланды приняли первый из ряда соглашений по открытому небу, число которых достигло в настоящее время 117, в том числе многосторонний договор с 28 европейскими странами. Пассажирские авиакомпании открыли десятки новых маршрутов, увеличилось количество и грузоперевозок по воздуху.
Если в 1966 году объём торговли США составлял $ 50 млрд, в настоящее время Штаты импортируют и экспортируют товаров и услуг на сумму более $ 4 трлн ежегодно. Морские контейнеровозы выросли от перевозок нескольких сотен ящиков грузов за рейс к новым Triple E class, перевозящим более 18,000 контейнеров. Стоимость перевозок теперь составляет 1/500 от фрахтовых ставок за фунт в начале 1960-х годов.
Справиться с огромным увеличением числа финансовых операций стало возможно благодаря фантастическому увеличению мощности компьютеров. Появление Интернета в 1994 году облегчило доступ к миллионам продуктов для быстрой поставки из любой точки мира любому человеку с настольным компьютером, затем планшетом, даже смартфоном. Подобная возможность совершенно беспрецедентна в истории торговли.
Нефтяной картель, известный как Организация стран - экспортёров нефти (ОПЕК) переоценил свои силы в 1970 году, когда из-за экономических и политических причин ОПЕК наложил эмбарго на поставки нефти в США. Решением проблемы стал демонтаж регулирования в сфере нефтедобычи в 1981 году Рональдом Рейганом. Благодаря технологическому прорыву в области гидравлического разрыва пласта, США вышли на первое место по производству природного газа и борются за первое место в производстве нефти с Саудовской Аравией и Россией.
США подтолкнули Китай ко вступлению в ВТО в 2000 году. Сближение бывших врагов по Холодной войне и индустриализация Китая вывела из бедности сотни миллионов людей, быстрее, чем когда-либо в истории. С конца восьмидесятых китайское производство отплатило потребителям в западных странах низкими ценами на многие товары, которые заметно сказались на уровне жизни людей. Американцы и европейцы теперь не должны быть толстосумами, чтобы позволить себе мобильные телефоны, цифровые телевизоры, мебель и бытовую технику.
Сегодня, учитывая низкие темпы роста в большинстве стран, рост заработной платы в Китае и падение цен на нефть из-за технологии ГРП, динамика торговли в мире изменяется несколько неопределенно. Рост торговли и мирового ВВП в настоящее время находятся примерно в паритете. После финансового кризиса 2008 года протекционизм показал тревожную популярность во многих странах, в том и в США.
НАФТА показала хороший экономический успех. За последние 20 лет товарооборот между США, Мексикой и Канадой вырос до $ 1,2 трлн в 2014 году с $ 737 миллиардов. Кроме того, часть производства движется обратно в Северную Америку из Азии под влиянием более низких транспортных издержек, более быстрых поставок, увеличения китайских производственных затрат, упрощение таможенного оформления, а также более сбалансированный характер торговли НАФТА по сравнению с массовым дефицитом торговли США со странами Азии; Китаем и Японией в частности.
История показывает, что несмотря на политические препятствия торговля всегда ведёт к увеличению благосостояния, числа рабочих мест, дальнейшему развитию торговых отношений. От клиперов и до компьютерного века человечество демонстрирует поразительное стремление к торговле и благодаря современным транспортным системам и технологиям будет продолжать совершенствовать и облегчаться ещё больший рост мировой экономики.
via /pol/ daily