Зачем Евгению Евстигнееву понадобился дублёр, а Юрию Никулину - искусственная седина, и почему настоящие преступники не могли ограбить "тот самый" музей.
Идея фильма о бодрых пенсионерах родилась у Эльдара Рязанова когда он лежал в больнице. Там режиссёр познакомился с пожилым мужчиной, который рассказал, как коллеги из прокуратуры почти насильно выпроводили его на пенсию. Режиссёр пересказал историю своему постоянному соавтору - сценаристу Эмилю Брагинскому, и вскоре появился сценарий о приключениях пенсионеров Мячикова и Воробьёва.
На главные роли без сомнений и проб были утверждены Юрий Никулин и Евгений Евстигнеев. На роль "блатного" молодого следователя режиссёр пригласил Анатолия Кузнецова. Актёр отказался, мотивируя тем, что следователей он уже играл, а вот стариков ещё нет и поэтому согласен только на Мячикова или Воробьёва. Режиссёр главную роль не уступил, а следователем стал Андрей Миронов.
Пробы актрисы Ольги Аросевой режиссёру нравились, но он боялся, что зрители увидят в ней только пани Монику из популярного тогда шоу "Кабачок „13 стульев"". "Хоть один завиток от пани Моники - уберу из фильма!" - пригрозил актрисе Эльдар Рязанов и отправил её осваивать стрельбу из пистолета. Аросева с таким рвением взялась за учёбу, что в дни тренировок ложку не могла поднять - настолько болела рука.
Евгений Евстигнеев не особенно внимательно читал сценарии и любил импровизации на съёмочной площадке. Об этом знали и режиссёр, и коллеги, но так как импровизации порой получались лучше сценария - сильно никто не возмущался. Однако Юрий Никулин не упустил возможности разыграть Евстигнеева - как-то он спросил актёра, готов ли он к завтрашнему дню? "А что у нас завтра?" - забеспокоился тот. "Как, ты забыл сценарий? Мы же прыгаем с парашютами! Я вот уже предупредил семью: мало ли что..." - абсолютно серьёзно сказал Никулин. Евгений Евстигнеев пошёл к режиссёру просить на завтрашние съёмки дублёра. Эльдар Рязанов никак не мог понять какой дублёр, какие парашюты...
На съёмках Юрий Никулин носил седую накладку - свои волосы он красил в черный цвет. Ольга Аросева однажды спросила: зачем ему искусственная седина, когда можно немного подождать и появится своя? У Никулина оказался очень философский и правильный подход: "Я в цирке работаю, клоуном. Если дети будут смеяться над старостью - это нехорошо. Когда я, Балбес, падаю, пусть себе хохочут. А если старичок упадет, над ним смеяться грех. Вот я и крашусь в брюнета".
Существует легенда, что во время съёмок ограбили львовский музей, где снимали "Старики-разбойники". Якобы преступники выдали себя за причастных к фильму, чуть ли не за Евстигнеева и Никулина, попросили порепетировать сцену ограбления и вынесли картины Рембрандта и Рубенса... На самом деле это выдумка. Никакого "львовского музея" не было, а сцену ограбления снимали в трёх местах - около городской ратуши, на лестницах журфака МГУ и в павильонах "Мосфильма". В этих же павильонных декорациях были сняты детектив "Возвращение „Святого Луки"" и приключенческий фильм "Корона Российской Империи, или Снова неуловимые".