11 августа 1973 года начался показ первого советского сериала "17 мгновений весны". Немецкий журналист Ангемальнс писал: "Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты". И это было действительно так: во время показа серий в СССР регистрировалось максимальное потребление электроэнергии и минимальное - воды.
В честь дня рождения культового советского сериала мы собрали самые интересные истории со съемочной площадки.
Актер однажды чуть не сорвал съемки - он вышел из гостиницы и пошел на съемочную площадку в форме штандартенфюрера СС (недалеко ведь, зачем время терять). Жители Берлина подняли шум и хотели сдать "фашиста" Тихонова в полицию. Членам съемочной площадки с трудом удалось отстоять актера перед разозленной толпой.
Убийство гестаповского провокатора Клауса пришлось снимать не в ГДР, а в подмосковном лесу. Дело в том, что актер Лев Дуров решил подшутить над выездной комиссией - его попросили описать советский флаг и назвать столицы союзных республик, а он описал "Веселого Роджера" и назвал русские города, к столицам никакого отношения не имеющие. Комиссия шутки не поняла, и для актера был закрыт выезд из страны.
Каждый раз, когда требовалось показать крупным планом руки Штирлица, Вячеслава Тихонова заменял дублер. Дело в том, что на тыльной стороне руки у Тихонова красуется наколка "СЛАВА", которую он сделал еще в молодости. Наколку было видно из-под грима, поэтому рисовал картинки или выкладывал фигурки из спичек ассистент художника Феликс Ростоцкий. Кроме этого, художник писал телеграммы за Плейшнера, так как у актера Евгения Евстигнеева был ужасный почерк.
Режиссеру Татьяне Лиозновой стоило немалых усилий добиться эффекта документального повествования - она часами просматривала хронику военных лет. Тем не менее, несколько явных неточностей все-таки было допущено. Так, по пути к границе Штирлиц слушает песни Эдит Пиаф, которые будут написаны только в 60-е годы, а в сцене отправки телеграмм видно, что они пишутся на бланках "Международная телеграмма СССР", с замазанным чернилами гербом.
Некоторые сцены в "17 мгновениях весны" были абсолютной импровизацией. Так, когда Штирлиц загонял свой "Мерседес-Бенс" во двор коттеджа, к нему подбежала дворняжка, которую хозяин отпустил с поводка. Камеры продолжали работать. Импровизируя, Тихонов сказал "Чей же ты, дурашка?", а пес просто подошел и положил морду в руки актеру.
В фильме можно увидеть характерное движение шеи у Мюллера, похожее на нервный тик. Режиссера картины Татьяну Лиознову восхищало умение актера Броневого одним жестом подчеркнуть раздраженное состояние шефа гестапо. Позже оказалось, что всему виной узкий воротничок рубашки, который очень раздражал актера. Но движение получилось на столько выразительным, что было решено его оставить.
Многие сцены снимались в разных местах и появлялись уже при монтаже. Например, за несколько часов до провала Профессор Плейшнер начинает идти в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге.
Знаменитой сцены свидания в кафе не было в изначальном сценарии. Ее предложил вставить Тихонов после общения с одним из разведчиков (оказалась похожая практика дейстивительно сущестовала). Предполагалось, что в кадре окажется не только разведчик с женой, но и их маленький сын, но режиссер решила что ребенок будет отвлекать внимание на себя.
Зрители и члены съемочной группы были впечатлены искренним задумчивым взглядом Штирлица. Тихонов признавался, глядя так пронзительно, он вспоминал таблицу умножения.
Олег Табаков оказался так похож на реального Вальтера Шелленберга, что после выхода фильма актеру пришло письмо из Германии, от племянницы Шелленберга, в котором его благодарили и говорили, что неоднократно пересматривали фильм, чтобы ещё раз взглянуть на "дядю Вальтера".
К костюмам актеров подходили очень серьезно, они были сделаны на заказ в генеральских ателье. А вот немецкая сторона подвела - статистов для массовки одели очень безграмотно. К счастью, у художника по костюмам было 60 ящиков одежды для актеров - в том числе сто белых рубашек для Тихонова, чтобы Штирлиц всегда выглядел безупречно.
Роль ребенка радистки Кэт исполняли шесть разных малышей. Дело в том, что бутафорский младенец выглядел бы не натурально, а дети-актеры просто успевали вырасти за время съемок.
Говорят, что Фидель Кастро был большим фанатом сериала. Однажды он заметил на вечернем заседании правительства отсутствие нескольких ключевых министров. Оказалось, что они не пришли, чтобы успеть посмотреть очередную серию "17 мгновений". Кастро потребовал привезти ему копию кинофильма и устроил коллективный просмотр для всех членов правительства. 12 серий показали за один сеанс, который длился почти 14 часов.
Невероятную известность приобрели многие фразы из фильма. Даже те, кто не смотрел сериал, наверняка слышали "Штирлиц!.. А вас я попрошу остаться".
Кроме того, после выхода фильма появилось множество анекдотов, обыгрывающих нестандартное мышление Штирлица:
Штирлиц вышел на улицу. Рядом упал кирпич. "Вот те раз!" - подумал Штирлиц. "Вот тебе два!" - подумал Мюллер и кинул второй кирпич.