Вернемся на миг в то беззаботное время, свободное от нынешних проблем и забот.
Вспомним яркий момент нашего детства, а именно - диафильмы.
Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки... Все это навсегда остается в памяти ребенка. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр, и начинается сказка...
Нашу теперешнюю жизнь уже легко представить без телевизоров, DVD-проигрывателей, компьютеров и прочих чудес техники, но они не смогут вытеснить из вашего сердца эту чистую детскую радость от цветной сказки, нарисованной лучом света на белой простыне.
Диафильмом называют пленку из 20-50 кадров с серией изображений (диапозитивов). Все они объединены общей тематикой в короткометражный фильм. Диафильмы чем-то напоминают комиксы, статичные мультфильмы, книжные иллюстрации, но всё же относятся к отдельному искусству.
Оживающие картинки и атмосфера "домашнего кинотеатра" сделали из диафильмов ни на что не похожее развлечение, нишу, в которой нашли применение работы десятков художников того времени. Не одно поколение выросло на этих сказках и историях, бережно храня и передавая по наследству богатые коллекции диапозитивных кинолент.
Слово "диафильм" и предмет, которое оно обозначает, хорошо знакомо всем взрослым людям, выросшим из советских детей. Число людей, которые не знают, что такое "диафильм", увеличивается с каждым днем. Объяснить, что такое диафильм, оказывается не так просто. Потому что диафильм - это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. Это еще и своеобразная техника представления истории зрителю, при которой каждый кадр рассматривается по отдельности.
В 1930 г. в Москве была основана студия "Диафильм", выпускавшая сначала чёрно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы рассматривались, как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали легкого оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам.
В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: "Багаж" и "Пожар" (по С. Маршаку), "Девочка-ревушка" (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам ("Новый Гуливер" 1940 г., "Броненосец „Потемкин", „Летят журавли" и проч.).
В судии "ДИАФИЛЬМ" работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.
Начиная с конца 50-ых гг. производство художественных диафильмов стало массовым: студия "Диафильм" стала выпускать 300-400 наименований диафильмов в год. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках; к учебным фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки. Важным шагом был переход от огнеопасной киноплёнки на основе нитроцеллюлозы - к безопасной „ацетатной" основе.
Диафильмы были очень популярны в СССР. Их использовали не только в обычной повседневной жизни, но и для обучения детей и студентов. Это были не только короткие мультики или сказки...
Технические диафильмы предназначались для организации учебного процесса.
С 60-х - 70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъёмочных и кинопроекционных аппаратов для узкой плёнки (16 мм и 8 мм) позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат "эпохи диафильмов".
Сейчас существуют оцифрованные диафильмы, которые можно записать на флеш-карту или жесткий диск и воспроизводить с помощью обычного проектора. Такие диафильмы ты также можешь смотреть онлайн на тематических сайтах. Но, полагаю, новые технологии не могут заменить магии "волшебного фонаря", ведь мир диафильма - это что-то неповторимое.
Но, пожалуй, даже новые технологии не способны до конца заменить уютное чудо "волшебного фонаря". Иначе и быть не может, ведь мир диафильма - это необыкновенный мир. Погасить в комнате свет, направить луч проектора на белую стену и встретиться с любимыми персонажами - это значит на время забыть о многоканальной акустике, плазменных панелях и домашних кинотеатрах; это все равно, что приехать на дорогой машине в свою старую квартиру и вдруг найти там плюшевого мишку, который когда-то был лучшим другом детства...