Оказывается, что конкурсы красоты и кастинги придумали задолго до эпохи телевидения. На Руси поиск царской жены был столь сложным делом, что приходилось просматривать сотни и даже тысячи прекрасных претенденток, пока не находилась та самая.
До Петра I заграничные браки были в России не в почете. Католическая жена, мягко говоря, не очень здесь приветствовалась, поэтому зазнобу для царя-батюшки искали у себя в стране. Конечно же, предпочтение отдавалось боярским и дворянским дочкам, но самодержец запросто мог жениться и на купеческой дочке, если бы та пришлась ему по вкусу. Считалось, что любая девушка является холопкой в сравнении с царем, поэтому вопрос происхождения не очень сильно заботил русских самодержцев, так небезызвестная супруга Ивана Грозного Марфа Собакина имела скромное купеческое происхождение. Хуже всех приходилось в те времена царевнам, ведь равных им нельзя было найти (любой муж, только бы унизил царскую дочь своим происхождением), поэтому большинство этих несчастных заканчивало жизнь при монастырях.
Клич и смотрКогда царь понимал, что ему пришла пора жениться он кидал своеобразный клич на всю страну, чтобы семьи, где имелись подходящие девицы на выданье были готовы к предстоящему смотру. "Кастинг" в царские жены на Руси был явлением масштабным. За первичный отбор невест отвечали приближенные к царю люди, которые ездили по всем городам страны, отбирая подходящих девушек. Красота здесь имела особое значение. Те претендентки, которые проходили своеобразный первый тур должны были явиться к определенной дате уже на московский смотр, причем приглашение посетить столицу носило вовсе не рекомендательный характер... Часто бывало и так, что царь уже заприметил себе невесту, но смотрины были делом обязательным, поэтому смотр барышень со всей страны никогда не отменялся.
МедосмотрПонятно, что царской женой должна была стать не только прекрасная и целомудренная девица, но еще и здоровая, ведь основное предназначение царицы - деторождение, поэтому в оценке здоровья претенденток особое место принимали повивальные бабки. Вот на этом этапе обычно и начинались козни, которые строили не только родственники потенциальных невест, но и маменьки царей. Так 20-летний Михаил Фёдорович Романов влюбился на смотринах в дочь коломенского боярина Марию Хлопову, но вот матушка юного царя сразу же невзлюбила девушку из-за многочисленных родственников и "худородность". Девицу поселили во дворце накануне свадьбы со всеми почестями, полагавшимися царской невесте. Спустя немного времени Мария вдруг заболела необъяснимой болезнью, бояре тут же нарекли девушку "непрочною", сослав в Нижний Новгород. Но таинственная болезнь в ссылке неожиданно прошла, однако матушка юного самодержца все же сумела отговорить его от женитьбы на Хлоповой. Спустя 8 лет Михаил Фёдорович все же женился на Марии Долгорукой, но через пару дней после свадьбы девушка вдруг заболела, а спустя несколько месяцев ее похоронили. Через 2 года снова был устроен всероссийский смотр невест, до "финала" дошли 60 самых красивых и родовитых девицы, но царь и здесь отличился, выбрав не знатную красотку, а дальнюю родственницу одной из претенденток. Девушку звали Евдокия Стрешнева, она приехала из Можайска и не обладала нужным положением, однако царь настоял на свадьбе. Отец и браться невесты, поняв, что девушка снова не понравилась матушке царя оберегали и караулили ее вплоть до самой свадьбы, боясь традиционной "внезапной хвори". Но видимо мать решила дать шанс невестке, хотя бы из-за желания иметь внуков. Евдокия родила своему мужу 10 детей, включая будущего царя Алексея Михайловича (отца Петра I).
Масштабный кастингКогда наступала дата смотрин в Москве, в столицу съезжались сотни, а иногда и тысячи потенциальных невест. Далее из них выбирали самых лучших, зачастую в несколько этапов, оставшиеся претендентки принимали участие своеобразном "финале" в царских палатах. Бывало и так, что царь лично осматривал все прибывших в Москву девушек, а иной раз довольствовался несколькими десятками самых проверенных девиц. Победительница смотра всегда была только одна, а на кону была не диадема со стразами, а настоящая царская корона, поэтому неудивительно, что между соперницами разыгрывалась настоящая война, зачастую с жертвами. Отравление было самым распространенным способом расправиться с нерадивой конкуренткой, но на этом дело не заканчивалось. Порчи и привороты в те времена были еще популярнее чем сейчас, а ведь направленный неготов способен творить "чудеса". Счастливицы, которым все же повезло дойти до финала принимали участие в последнем смотре, который проводил сам государь, сидя на позолоченном кресле. Каждая девушка подходили к нему и низко кланялась в ноги, после чего ей в сторонке оставалось только ждать решения царя. По старой традиции, которая пришла на Русь из Византии, самодержец вставал и подходил к понравившейся девушке, после чего бросал ей на грудь платок, расшитый жемчугом и золотом. "Проигравшие" девицы отпускались восвояси с ценными подарками, хотя зачастую они сразу же выходили замуж за приближенных царя, которые тоже внимательно присматривались к отобранным "невестам".