На аукционе Christie's продали картину, которую на основе 15 тысяч классических портретов сгенерировала специально обученная нейросеть. Авторы идеи - парижская арт-группа Obvious. Портрет вымышленного персонажа по имени Эдмонд Белами первоначально оценивался аукционистами в $10 000, но в итоге ушел за... $432 500!
Впервые в истории аукционов коллекционерам предложили купить картину, созданную не человеком, а искусственным интеллектом.
Представители аукционного дома сообщили, что покупатель захотел остаться неизвестным. Они рассказали, что цена взлетела в 45 раз после того, как за картину началась битва не только в зале, но и по телефону, а также через интернет-платформу ChristiesLive.
Пьер Фотрель (Pierre Fautrel), один из участников французского арт-коллектива Obvious, позирует на фоне "Портрета Эдмонда Белами" Участники арт-группы Obvious - Хьюго Каселлес-Дюпре (Hugo Caselles-Dupre), Пьер Фотрель (Pierre Fautrel) и Готье Вернье (Gauthier Vernier).
"Посмотрите на будущее - вот оно", - так была представлена картина на аукционе. Проданное полотно - не единственное произведение ИИ. Нейросеть выдала уже целую серию портретов несуществующей семьи Белами (но теперь она, в каком-то смысле, существует).
Пьер Фотрель рассказал, что когда программное обеспечение "разобралось в правилах портретной живописи" (используя новый алгоритм, созданный Йеном Гудфеллоу, научным сотрудником Google Brain), оно самостоятельно сгенерировало серию из 11 изображений, теперь проходящих под общим названием "Семья Белами".
Эдмонд Белами предстает перед нами как "порядочный джентльмен, возможно француз и - судя по его темному сюртуку и белому воротнику - служитель церкви".
"Портрет Эдмонда Белами" напечатан на холсте размером 70 на 70 см и помещен в позолоченную раму. В нижней правой части работы есть своеобразная подпись автора - формула алгоритма, по которому действовала нейросеть, создавая сей шедевр: 'min max Ex[log(D(x))] + Ez[log(1-D(G(z)))].
Всё хорошо. Но искусство ли это? Фотрель утверждает, что да: "Даже если картина создается алгоритмом, идея-то исходит от нас - как и решение напечатать изображение на холсте, подписать его математической формулой, поместить в позолоченную раму". Он сравнивает искусство ИИ с ранней фотографией 1850-х годов. Тогда фотографию критиковали, называя "убийцей живописи и не-искусством".
Еще один портрет из серии: "Графиня Белами". Создано в 2018 году генеративно-состязательной сетью GAN (Generative Adversarial Network)Специалисты считают, что это начало расцвета живописи с применением ИИ. Пройдет каких-то пять-десять лет, и художники повсеместно начнут использовать новую технологию в своей работе.
Алгоритм сети GAN состоит из двух частей: Генератора, выдающего новое изображение, и Дискриминатора, распознающего, какая работа создана человеком, а какая сгенерирована машиной. Цель - "обмануть" Дискриминатор, убедить его в том, что новые изображения - это реальные картины.