Несмотря на моду на татуировки, есть много людей относящихся к татуировкам отрицательно. Абсолютный пик отрицательного отношения - к женским татуировкам. Некоторые мужчины считают девушек с татуировками - неполноценными или временными партнершами. С этим мнением категорически не согласен известный врач А.Д. Борхов.
Ознакомимся с его доводами.
Несмотря на моду на татуировки, есть много людей относящихся к татуировкам отрицательно. Абсолютный пик отрицательного отношения - к женским татуировкам. Некоторые мужчины считают девушек с татуировками - неполноценными или временными партнершами. Явление настолько широко, что для девушек знакомящихся с состоятельными мужчинами (в профильных группах) обязательным является указание о наличии татуировки.
Сокрытие (до реальной встречи) татуировки приравнивается к обману.
С таким подходом категорически не согласен известный врач А.Д. Борохов. Дадим ему слово.
Считаю, что отрицательное отношение к людям с татуировкой - это плохо. Так называемая мода на татуировки, появившаяся в конце 80-х годов прошлого века, активно поддерживалась и поддерживается глянцевыми журналами путём публикации фотографий лиц, добившихся успеха в шоу-бизнесе, знаменитых спортсменов, удачливых бизнесменов. Непременным акцентируемым атрибутом является наличие татуировки. По мнению многих людей, имеющих татуировки, татуировка отражает неповторимую индивидуальность личности, придает сексуальный шарм.
А для нас, психиатров - это настоящий подарок.
В настоящее время, взгляды специалистов на мотивы татуирования разделились: одни видят в татуировке дань моде, другие - влияние социальной среды, третьи - психопатологию.
Мы придерживаемся интегральной позиции, согласно которой наличие татуировки в каждом конкретном случае определяется как социальными условиями, так и характерологическими чертами и психопатологическими проявлениями личности. На практике изобразительная характеристика татуировки, её групповая принадлежность и смысловая нагрузка используются как для идентификации личности носителя, его социальной и профессиональной принадлежности, так и - в ряде случаев - для её психопатологической оценки.
Разумеется, мы говорим о случаях, когда татуировку делают осознано.
Представьте, в госпиталь (сейчас А.Д. Борохов работает в госпитале Кирьят-Шломо, Израиль) поступает пациент в бесчувственном состоянии. Какой подарок - сразу по его татуировкам определить его психическое состояние. Мы опираемся на исследования проводившиеся в период с 1987-2010 гг на территории России, Беларуси и Израиля.
Выяснить какую-то взаимосвязь исследуемых с одиночными татуировками - не удалось.
Удалось установить общие черты людей наносящих себе две и более татуировки.
Вне зачетаВне зачета - обладатели символических татуировок. Татуировок, которые определяют статус человека в закрытой группе. Разумеется если человек в этой группе состоит/состоял.
Татуировки указывающие на расстройства личностиБольные с истерическим расстройством личностиЭтим больным свойственны татуировки декоративно-украшающего и памятно-сентиментального характера. В определенной степени этим проявляются такие черты характера, как склонность к драматизации и преувеличенной экспрессии эмоций. Между уровнем эмоциональности и наличием татуировок памятно-сентиментального характера имеется прямая зависимость. При этом следует отметить, что при перечисленных типах расстройств личности большинство татуировок (57,4%) носят подражательный характер (какому-либо важному, для исследуемого, человеку).
Большая часть (51%) обследованных людей с такими татуировками - женщины.
Больные с расстройством зрелой личности (по старой терминологии - психопатия).Как показали результаты изучения пациентов с расстройством зрелой личности (по старой терминологии - психопатия), имевших на момент исследования татуировки, их нанесение во многом зависело от типа личности. У больных с антисоциальным расстройством татуировки носили множественный характер, в среднем - от 5 до 8 на человека.
Из них 44,6% могли быть интерпретированы как агрессивно-угрожающие (оружие, хищники, сцены насилия).
Некоторым были свойственны "протестные" татуировки. На долю демонстративно-протестных татуировок пришлось 14,4%.
Татуировки у больных шизофренией, шизотипическими и бредовыми расстройствамиБольные с расстройствами шизофренического спектра характеризуются нарушением содержания и логики мышления, чрезмерной тревожностью, необычными мистическими убеждениями, эксцентричностью поведения. Эти отклонения от нормы находят отражение в форме, размере, месте нанесения и смысловом содержании татуировок.
Как правило, сюжет татуировок, как правило, был разработан самим носителем или в него были внесены существенные изменения, не являвшиеся традиционными, этническими, религиозными, культурологическими признаками национальной или групповой принадлежности.
В некоторых случаях татуировка служила визуальным отражением бредовых переживаний, не только перенесенных в прошлом, но и актуальных на момент обследования. Одновременно имело место сочетание таких важных признаков, как мистико-магический контекст татуировки, дискордантность (разобщённость) между выбором её сюжета и локализацией изображения на поверхности тела. К примеру, примитивно-графическое изображение "газонокосильщика" на ягодице, по замыслу носителя, должно "смешить людей"; при этом пациент сообщил, что стесняется раздеваться в таких общественных местах, как баня или пляж. Чёрт на стопе, по мнению другого больного, означает, что "чёрт должен знать своё место"; третий пациент изобразил на пояснице обнаженную девушку, "чтоб никто не видел" и т.д.
Интересная особенность:
Как правило, крупные (или гигантские) татуировки - встречались у людей с шизофреническим типом поведения.
Татуировки у больных с психическими и поведенческими расстройствами, возникшими в результате употребления психоактивных веществКак ни странно, первоначально, такие татуировки носят вполне себе практический смысл - скрыть следы от уколов или функционально-вспомогательные ("колодцы", указывающие на точки для экстренного внутривенного введения наркотиков при абстиненции).
Позже, по мере разрушения личности, татуировки становятся значительно более разнообразными, знаково-атрибутивные (обозначающие наркотические препараты, сырье для их производства, а также способы и средства их введения - головка мака, лист конопли, шприц, кальян), гедонистические (отражающие ощущения, возникающие после приема психоактивных препаратов, - шприц с крыльями бабочки, джинн, вырвавшийся из кувшина) и комбинированные (включающие в себя элементы нескольких групп: обнажённые танцовщицы гарема на фоне султана, курящего кальян, или композиция из ножа, шприца, бутылки водки, женщины и денег с надписью "Вот, что нас губит").
Специфические наркоманические татуировки практически никогда не являются результатом случайного выбора или подражания, а отражают личностную позицию и самоидентификацию с наркоманической субкультурой.
Подводя итог.Татуировка на теле человека - это подарок для опытного психиатра. Не стоит давить на людей моралью, если они хотят сделать тату. Это прекрасный инструмент для ранней диагностики возможных нарушений.
Не стоит забывать, что всякая татуировка, имея смысловое и личностное значение, является всё-таки вспомогательным объективным признаком. Поэтому сам факт наличия татуировки без углубленного обследования недостаточен для постановки психиатрического диагноза.
Например, среди пациентов с декоративными татуировками - психические отклонения были только у 86% обследуемых, остальные, просто нуждались в коррекции у психолога, т.е. не были больными людьми, а были скроее - ведомыми и внушаемыми.
Об исследовании.Полученные данные имеют не только теоретическое значение, но и представляют большой практический интерес, так как татуировку можно использовать в качестве дополнительного диагностического признака при оценке личности и состояния больного, что будет способствовать правильности постановки диагноза и существенно дополнит клиническую картину заболевания, проясняя и уточняя её отдельные аспекты.
Смысловая нагрузка татуировки и возможность использования её при диагностике поведенческих нарушений и психических расстройств может послужить отправной точкой для проведения углубленного обследования в соответствующем направлении, особенно в тех случаях, когда обследуемый по каким-то причинам отказывается от сотрудничества с медицинским персоналом или склонен к диссимуляции имеющихся проблем. Кроме того, исследование предлагает дополнительные отборочные критерии, которые могут быть использованы при углубленном психиатрическом осмотре, во время массовых обследований для выявления лиц с психическими расстройствами, злоупотребляющих психоактивными и психотропными веществами, а также лиц с различными типами расстройства личности.
Рекомендуемая литература, для заинтересовавшихся:
Блейхер В.М., Крун И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. - Воронеж: МОДЭК, 1995. - 640 с.
Armstrong M.L., Murphy К.P., Sallie A. et al. Tattooed army soldiers: Examining the incidence, behavior, and risk // Military Medicine. 2000; 165 (2): 135-141.
Borokhov A., Bastiaaris R., Lerner V. Tattoo Designs Among Drug Abusers // Israel f. Psychiatry. - 2006; 43 (l): 28-33.