4 марта 2019 года в 17:40

10 интересных фактов о фильме «Щит и меч»

В начале 1960-х годов одной из самых актуальных тем было ядерное противостояние США и СССР. В связи с этим писатель и главный редактор журнала "Знамя" Вадим Кожевников начал писать роман о советских разведчиках, работавших в Америке.                                    





В ходе работы он обратился к знакомому генералу КГБ, и тот устроил ему встречу с легендарным разведчиком Рудольфом Абелем. Абель почитал первые главы и наотрез отказался не только стать прототипом героя, но и вообще иметь какое-то отношение к роману. Тогда Кожевникову предложили написать другой роман, уже о военных разведчиках. И познакомили с прототипом - разведчиком-диверсантом Александром "Зоричем" Святогоровым.    


У него были десятки блестящих операций, но роман был посвящен событиям времён войны, когда Святогоров внедрился в немецкую разведшколу и завоевал доверие руководства. Это позволило ему составить и передать в Москву список шпионов, засланных на советскую территорию, а потом и поучаствовать в ликвидации одного из шефов СС. Позже Святогоров был приглашён консультантом на съёмки фильма.    


Роман получил название "Щит и меч" - именно так всегда выглядел символ органов госбезопасности. Он был опубликован в 1965 году и пользовался большой популярностью у читателей. А уже через год перед кинематографистами поставили задачу отметить пятидесятилетие внешней разведки, и было решено экранизировать роман Кожевникова. Съёмки поручили Владимиру Басову - он считался одним из самых "быстрых" режиссёров и как раз был не занят.    


Басов и Кожевников, которым предстояло ещё написать сценарий, перспективе не очень обрадовались - боялись, что после многочисленных правок получится очередной фильм про героических разведчиков и недогадливых фашистов. В романе же были прописаны очень сильные противники - умные, образованные и опытные немцы из Абвера, которых в советском кино тогда было не принято показывать. Однако, правок не последовало.    


На главную роль Басов утвердил Станислава Любшина. Госкино кандидатуру отклонило - там хотели видеть кого-то более мужественного и фактурного, вроде Павла Кадочникова в "Подвиге разведчика". Режиссёр обратился к ветеранам-консультантам, которые подтвердили его мнение, что настоящий разведчик должен выглядеть именно так - неброско и без особых примет. Решающим стало слово консультанта Святогорова, которому Любшин очень понравился.    


Интересно, что роль Белова-Вайса стала фактически осуществлением детской мечты Любшина. Он так хотел стать разведчиком, что в начале войны сбежал на фронт. Когда восьмилетнего мальчика поймали и вернули домой - он написал письмо Лаврентию Берии. Буквально через несколько дней его пригласили в НКВД, где мягко посоветовали идти в артисты, а не разведчики...    


До последнего искали актёра на роль Генриха Шварцкопфа - уже надо было начинать, а не было даже запасного варианта. Вместе со съёмочной группой Владимир Басов поехал во Львов. В ресторане гостиницы он заметил молодого человека, который внешне идеально подходил на роль молодого арийца. Это был Олег Янковский, который гастролировал с родным Саратовским драмтеатром... Басов был уверен, что это какой-нибудь физик или филолог - даже сказал жене, актрисе Валентине Титовой, что актёров с такими лицами не бывает. Когда выяснилось, что все-таки бывают, Янковского тут же пригласили на пробы. Он получил свою первую роль в кино и сразу после премьеры перешёл в категорию популярных актёров.    


Фильм снимался в Калининграде, Польше и ГДР. В Берлине очень кстати затеяли масштабную реконструкцию города и снесли много старых зданий. На развалины тут же слетелись советские и немецкие кинематографисты, которым для работы нужны были полуразрушенные дома, разбитые набережные и вообще атмосфера разрухи. Станислав Любшин вспоминал, как в перерыве они с Янковским в офицерских формах и Альгимантас Масюлис в форме оберфюрера забежали в бар перекусить. И когда они зашли - все посетители бара встали, чтобы поприветствовать генерала... Актёры развернулись и ушли с испорченным настроением.    


В фильме "Щит и меч" впервые в советском кино с экрана зазвучали немецкие марши, военные песни и даже государственный гимн ГДР. Основной же темой многосерийного фильма стала песня "С чего начинается Родина", которую специально для съёмок написали Вениамин Баснер и Михаил Матусовский.    


К юбилею органов госбезопасности закончить фильм не успели. Владимира Басова регулярно вызывали к начальству и кураторам, ругали, угрожали снятием с ленты и выговорами. Но он никак не мог ускорить процесс: во-первых, из-за бюрократических проволочек, а во-вторых, ускорить означало начать халтурить... Планировали выпустить фильм в прокат в декабре 1967 года, а получилось так, что первые две серии вышли в августе 1968, а ещё две уже в сентябре. Успех был грандиозный, и в списке лидеров за всю историю советского кинопроката "Щит и меч" занял восьмое место.    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Маленькая тучка или все-таки медведь: забавные факты о Винни-Пухе Профессора филологии уволили за цитату из Марка Твена Пара решила узнать, получится ли вывести перепелов из яиц, купленных в магазине Как думаете, у неё есть парень? Генерал казачьих войск вызвал девушку на дом, и та оставила его без денег и паспорта Как Ротшильды стали главными финансистами Российской империи Шторм Жюстин над западным побережьем Франции. Автор фото Матье Риврен (Mathieu Rivrin) Одна из причин штормов в… Трусы без дна, туалеты без перегородок: особенности Китая, непривычные для европейцев Победа Италии на Евро-2020: избиения, погромы и расистские скандалы Разлученные в детстве друзья встретились спустя 18 лет и сыграли свадьбу в стиле викингов Так рождается моцарелла