Во времена СССР каждый фильм проходил проверку цензурой. Что-то проверяющие выпускали на большой экран, а что-то отправлялось на долгие годы на полку, несмотря на попытки режиссеров и актеров отстоять картины.
"Преступление и наказание", 1940 годКороткометражный фильм снял режиссер Павел Коломойцев по пьесе Михаила Зощенко. Цензуру он не прошел, хотя на театральных сценах пьесу успешно ставили. Кино не разрешили показывать зрителям из-за переживаний главного героя-расхитителя. Создатели пытались оспорить решение, но безуспешно. Показали короткометражку только в 1989 году.
"Сердца четырёх", 1941 годФильм Константина Юдина запретили со следующей формулировкой: "Искажение жизни советской интеллигенции и Красной Армии". Спустя четыре года ленту выпустили на экраны, она понравилась зрителям, заняв пятое место в советском прокате.
"Звезда", 1949 годИз-за того, что в финале все герои погибали, Сталин велел переснять финал. И это было оправдано, так как прототипы героев картины после выполнения задания успешно вернулись в расположение части. Зрители увидели фильм только в 1953 году.
"Званый ужин", 1953 годИзначально этот короткометражный фильм назывался "Разбитые мечты". В нем Фридрих Эрмлер смог создать яркий образ чиновника, который пытался сделать карьеру за счет подхалимства. Это не понравилось цензорам, посчитавшим, что герой не соответствует образу советского служащего. Выпустили фильм спустя десять лет под другим названием.
"Скверный анекдот", 1966 годСложно сказать, чем именно не понравился этот фильм, снятый по рассказу Федора Достоевского, но зрители смогли увидеть его только в 1987 году. Наверное, цензоры не захотели пропускать на большие экраны фильм, с "играми в демократию" главного героя и с финалом хождения в народ. С другой стороны, это очень напоминало то, как жили люди тех лет, скрывать было нечего.
"История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж", 1967 годЕще один фильм, который зрители в прокате увидели спустя 20 лет после премьерного показа. На полку ленту Андрея Кончаловского отправили из-за пронзительной правдивости. Пропагандируемому счастью советских граждан совершенно не соответствовали воспоминания колхозников о своей жизни, отсутствие перспектив и откровенная нищета.
"Комиссар", 1967 годАлександр Аскольдов показал в своем фильме историю женщины-комиссара времен Гражданской войны. И она получилась воплощением антисоветских идей, просто отражая ужас и хаос тех времен. В качестве наказания режиссера уволили за профнепригодность, выгнали из партии, лишили возможности снимать кино. Мир увидел ленту благодаря тому, что Сергей Герасимов до самой смерти хранил в своем сейфе единственный негатив фильма. Зритель увидел кино "Комиссар" только в 1987 году.
"Урок литературы", 1968 годСначала фильм назвали "День без вранья", но цензоры отметили, что раз советская действительность строится на честности, то не может быть такого дня. Создатели переименовали ленту в "Урок литературы", но ее все равно сочли вражеской пропагандой, а образ учителя литературы признали несоответствующим образу советского учителя. Показали зрителям кино только в 1989 году.
"Интервенция", 1968 годПредседатель Госкино Алексей Романов лично наложил вето на прокат фильм, назвав его откровенным творческим провалом студии "Ленфильм". По его словам, создатели допустили серьезные идеологические просчеты. Фильм Геннадия Полока снял по пьесе Льва Славина, которую успешно поставили в Театре Сатиры в 1967 году. А ленту зрители увидели только в 1987 году.