Кровавый досуг, удивительный быт и странные пристрастия жителей древних римлян.
Смерть в мешкахДревние римляне были мастера выдумывать изощрённые казни. Две самые необычные римские казни - распятие на кресте и Poena cullei (казнь в мешке). Но распятие придумано не римлянами, они просто сильно его разрекламировали. Распинали обычно самых опасных для власти преступников, то есть бунтовщиков и бузотёров. Казнь в мешке была истинно римским изобретением. Эта казнь была закреплена в римском уголовном праве. К мешкованию приговаривали убийц родственников, прежде всего отцеубийц. Вместе с преступником в мешок сажали животных. Количество и разновидности животных менялись, но чаще всего состав звериных палачей был таким: обезьяна, змея, петух, собака. Согласно самой популярной версии казни, осуждённому на голову надевали мешок из волчьей шкуры, ноги заковывали в колодки и в таком состоянии избивали до полусмерти палками. Затем приговорённого сажали в кожаный мешок к заранее отловленным героям басен Крылова. Мешок погружали на повозку, запряжённую волом и везли к ближайшему водоёму. Финалом казни было утопление нафаршированного мешка.
Казнь была популярна и пережила Римскую империю. В раннем Средневековье тоже охотно применяли казнь в мешке, иногда заменяя его бочкой.
Кстати, животные помещались в мешок не просто так, они должны были взять на себя грехи виновного. Обезьяна олицетворяла самого убийцу, пёс - неуважение к родственникам, петух - преступление, змея- горе родителей преступника.
Любите ли вы театр?Излюбленными развлечениями древних римлян были гладиаторские бои, казни и театр. Бои и казни - это убийства, кровь, жестокость. Может хоть в театре граждане Рима отдыхали от этой "Доки 2"? При желании и в театре тоже можно было посмотреть на расчленёнку. Настоящим хитом древнеримской сцены была основанная на реальных событиях пьеса "Лавреол". Лавреол был полулегендарным главарём разбойников. Долго ему удавалось грабить и убивать добропорядочных римлян, но всё же уйти от правосудия не удалось. Лавреола поймали и приговорили к распятию на кресте.
По одной из версий, на роль Лавреола старались брать настоящих преступников, чтобы сделать спектакль гиперреалистичным. Театрального Лавреола прибивали к кресту и, чтобы не заставлять публику долго ждать смерти "актёра", выводили на сцену медведя. Медведь под бурные овации и крики "Браво" выпускал разбойнику кишки. Так что "Лавреол" объединял в себе и казнь, и театр, и ту часть гладиаторского боя, когда на арену выходили дикие хищники. По другой версии, дебют преступнику на театральной сцене устроили всего лишь раз по приказу императора Домициана.
Домициан вообще был парнем с фантазией. Например, он устраивал гладиаторские бои между женщинами и карликами.
Какие же похороны без драки?По популярности гладиаторские бои дадут фору всем другим древнеримским развлечениям. Гладиаторы были своего рода звёздами и секс-символами. Их портреты весели на улицах или в общественных туалетах, глиняными фигурками, изображавших популярных звёзд арены, играли древнеримские дети. Особенно любили гладиаторские бои женщины. Самые рьяные фанатки даже покупали у бойцов пот, который гладиаторы соскребали с себя после ожесточённой схватки на арене. Послебоевая грязь гладиатора считалась афродизиаком и добавлялась в косметику. Наравне с потом ценилась гладиаторская кровь. Дамочки носили украшения с гладиаторской кровью, а эпилептики пили в небольших количествах кровь бойцов, считалось, что она обладает целебными свойствами и может вылечить эпилепсию.
Кстати, родились гладиаторские бои из своеобразного похоронного обряда. Когда умирал знатный римлянин, его родственники устраивали бои между его рабами. Так они развлекали гостей и приносили человеческие жертвы в честь усопшего. Этот обряд впоследствии стал самым популярным шоу в Древнем Риме и со временем участвовать в нём стали не только рабы. Большинство гладиаторов, конечно, составляли рабы, пригнанные с захваченных Римом территорий, но могли испытать свои силы на арене и свободные люди. Нередко в гладиаторы люди записывались в поисках славы, денег, ну или фетишисты, которым нравилось продавать свой пот дамочкам. Гладиаторами также становились бывшие военные, патриции, а иногда даже и сенаторы.
Опасные туалетыНа фото древнеримский общественный туалет. Никаких вам кабинок и личного пространства. Римляне заходили в туалет чтобы справить нужду и пообщаться со своими согражданами. Если сейчас важные переговоры зачастую происходят в кафе или ресторане, то в Риме "обкашлять вопросики" приходили в уборную. Можно предположить, что встречи назначались примерно так: "Сципион Маркович, завтра ждём вас на переговорах с инвесторами в общественном туалете, третье очко справа".
Обратите внимание на отверстия сбоку. Они нужны для того, чтобы сидящий мог легко воспользоваться губкой на палке, заменяющей древним римлянам туалетную бумагу. По желобу, который хорошо виден на картинке, когда-то циркулировала вода, в ней посетители обмывали использованные губки. Есть версия, что губки были многоразовыми, то есть один воспользовался, обмыл и оставил для другого. По другой, губки были одноразовыми и после использования снимались с палки и выбрасывались.
Поход в древнеримский туалет мог в буквальном смысле оказаться взрывным. И дело тут не в острой пище, а в отсутствии системы вентиляции и скапливающихся в выгребной яме газах, метане и сероводороде. Ещё одна опасность древнеримского туалета - это грызуны. Водопроводная система, изобретённая римлянами, работала исправно, но имела некоторые несовершенства. Например, по трубам легко могли путешествовать крысы, в большом количестве населявшие Большую Клоаку. Так что римлянин рисковал быть укушенным во время важных туалетных переговоров.
Были у римлян частные туалеты в инсулах (многоэтажные жилые дома) и домусах (особняки). Они, как правило, располагались на кухне, чтобы не делать в доме две выгребные ямы.
На улицах также были установлены специальные резервуары-писуары. В конце дня моча из писуаров собиралась и отвозилась в прачечные. Мыла у римлян не было, поэтому грязные тоги они чистили при помощи древнеримской мочи и глины.
Смертельная лотереяРимские военные придумали децимацию. Это была высшая мера наказания в римской армии. В переводе с латинского decimatio означает "десятый". Децимацию применяли в случаях дезертирства и неповиновения начальникам. Командир делил свои подразделения на десятки, затем в каждом десятке воины тянули жребий и проигравшего, то есть каждого десятого, свои же сослуживцы забивали до смерти. Таким образом военачальники показывали, что страшнее любого врага приказ командира о децимации. В трудах Плутарха есть упоминание о том, что полководец Красс, командующий подавлением восстания Спартака, казнил в общей сложности 500 солдат при помощи децимации. А Марк Антоний казнил две когорты солдат, то есть 720 человек.
Опиум для народаРимляне любили богов, поэтому отбирали самых интересных божеств, которых почитали на завоёванных ими территориях. Из завоёванной Фригии римляне позаимствовали богиню Кибелу. Кибела - мать всех богов, в Риме её назвали Mater magna ("великая мать"). Культ богини Кибелы имел статус государственного, она отвечала за благосостояние всей империи, поэтому было важно исправно устраивать в честь неё праздники, на которых было принято обливаться бычьей кровью, и содержать большой штат жрецов богини. На жрецах остановимся поподробнее.
У Кибелы был парень по имени Аттис. То ли от любви к богине, то ли от часто устраиваемых им оргий Аттис обезумел и отрезал себе гениталии. Кибела не разлюбила Аттиса после такого экстравагантного поступка и сделал его своим возничим. Желающий стать жрецом должен был превратить себя в Аттиса. Посвящение в жрецы происходило так: кандидат в жрецы должен был публично оскопить себя и переодеться в женское платье. Так что желающий стать трансгендером в Древнем Риме просто шёл в ближайшее к его инсуле местное отделение культа Кибелы и при помощи нескольких движений серпом становился уважаемым в обществе жрецом почитаемой богини. Культ богини вместе с кастрацией и переодеваниями в женскую одежду быстро распространился по всей римской империи, однако в Риме после того, как брошенные на улице тестикулы стали обычным делом, приняли закон, запрещающий принимать новых жрецов по старым правилам.
Как известно, свободные люди в Древнем Риме делились на плебс, простой народ, и патрициев, правящий класс. 5 раз в период 494 по 287 гг. до н.э. плебеи устраивали сецессию. Secessio значит "уход", secessio plebis - демонстративный уход плебеев за черту города. Когда патриции начинали особенно наглеть, плебеи, в число которых входили и военные, просто уходили, полностью парализую жизнедеятельность города. Патриции без плебеев голодали и не имели защиты от внешних угроз. В результате первой сецессии была учреждена должность народного трибуна, защищавшего интересы плебса. Вот таким очень простым, но действенным способом плебсу удавалось бороться с произволом власти. Любопытно, что и в современной Италии забастовки происходят довольно часто. Правда теперь люди не уходят за черту города, а просто останавливают работу.