25 марта 2019 года в 09:59

10 интересных фактов о фильме «Холодное лето пятьдесят третьего»

В 1986 году режиссёру Александру Прошкину предложили снять фильм по сценарию драматурга Эдуарда Дубровского "Танец подёнок". Главным героем был политический заключённый, живущий на поселении в деревне, куда ворвались ограбившие поезд бандиты. События фильма происходили в 1955-м году, но режиссёр перенёс события в 1953 год, когда произошла одна из самых масштабных в СССР амнистий.                                    





После смерти Сталина был подписан указ об амнистии, по которому на свободу должны были выйти женщины с маленькими детьми, осуждённые за должностные и административные преступления, заключенные младше 18 и старше 55 лет, а также все, кому дали не больше 5 лет заключения. Но в результате на волю вышло более миллиона человек, среди которых были матёрые преступники и уже сложившиеся банды. Началось то самое "холодное лето пятьдесят третьего" - разгул преступности по всей стране...
Режиссёр Александр Прошкин был в то время школьником и хорошо помнил, как к ним в классы пошёл поток из детских колоний. Проучились они недолго - через полгода почти все снова оказались за решеткой.    


Киностудия направила сценарий в МВД, чтобы министерство выделило консультантов будущего фильма. Оттуда ответили, что роль милиции в сюжете настолько мала, что давать консультанта они считают нецелесообразным. И добавили, что сценарий перегружен сценами жестокости, и это может негативно повлиять на зрителей... Когда работа уже началась - в МВД пересмотрели своё решение, и отправили сотрудников на съёмочную площадку. К этому моменту режиссёр уже нашел криминалиста, который в 50-х лично ловил устранял последствия этой амнистии, и под его руководством актёры готовились к роли.    


На роль Лузги режиссёр сразу пригласил Валерия Приёмыхова - за полгода до съёмок они познакомились на отдыхе и очень хотели поработать вместе. Приёмыхов загорелся ролью! По сценарию Лузга в прошлом был учёным-археологом, но актёр сразу сказал, что человек такой профессии не сможет сражаться с уголовниками, он должен быть офицером! Роль переписали, и его герой стал капитаном полковой разведки, который получил срок за то, что был в плену. Приёмыхов считал, что ни при каких условиях человек не должен терять офицерскую честь, и именно это он должен передать через Лузгу. Он настолько вжился в роль, что во время съёмок местные жители подходили к нему и спрашивали: "Ты, часом, не учился... не работал... не отдыхал... не сидел..." - всем казалось, что он простой мужик, которого они где-то видели.    


На роль осуждённого за шпионаж Копалыча - инженера Старобогатова - режиссёр пробовал Георгия Юматова, Геннадия Гарбука и Вацлава Дворжецкого, который дважды отсидел за участие в антисоветском молодежном кружке. Как ни странно - это Дворжецкому только мешало, внутренне он противился возвращению к тюремной теме. С пьющим Юматовым было сложно, Гарбук отказался и тогда появилась кандидатура Анатолия Папанова. В театре актёра не хотели отпускать - он много играл, преподавал в ГИТИСе, но он настаивал: "Меня эта тема очень волнует - я в ней многое могу сказать..."
Папанову довелось в юности провести несколько суток в Бутырке. На заводе, где он работал литейщиком, кто-то украл детали, а "замели" поначалу всю бригаду. Актёр прочувствовал эту несвободу и потом долго боялся, что за ним могут прийти, даже если он ни в чём не виновен...    


Режиссёр хотел подчеркнуть, что в банды сбивались очень разные люди. История каждого должна была читаться по лицу, и на роли бандитов он утвердил разноплановых актёров. "Вора в законе" сыграл Владимир Головин - в середине 80-х он был одним из самых популярных актёров "отрицательного обаяния". Популярный с времён "Неуловимых мстителей" Виктор Косых снялся в роли "шестерки" Баклана. Насильника Витька играл начинающий актёр Сергей Власов - в будущем роли преступников займут большую часть его фильмографии. Бандита Крюка сыграл актёр киевского театра Алексей Колесник - его герой был бывшим военным, а стал самым жестоким членом банды...
Актёры вспоминали, что прямо в гриме ездили обедать в столовую леспромхоза, и когда они входили - очередь моментально рассасывалась. После выхода "Холодного лета пятьдесят третьего" им неоднократно приходилось выступать перед заключёнными, и везде слышали однозначное: "Наши люди!".    


Натуру снимали в глухой карельской деревне Руга, полуостровом уходящей в большое озеро. Уже неделю шла работа и никаких неожиданностей столь уединённом месте не предвиделось, но тут по окрестным деревням пронёсся слух, что на съёмки приехал Анатолий Папанов. На следующий же день полуостров со всех сторон начали с рёвом окружать моторки! Оказалось, это бабушки-дедушки привезли своих внуков на встречу с "дядей Волком" - Анатолий Папанов озвучивал этого героя в мультфильме "Ну, погоди!". Администраторы пытались разогнать толпу, но актёр вмешался, попросил всех рассадить и несколько часов общался с детьми и взрослыми.    


Во время съёмок Анатолий Папанов отпросился на несколько дней в Москву - у его студентов начинался новый учебный год и надо было утрясти некоторые вопросы. По приезду домой он обнаружил, что отключили горячую воду, но все-таки решил принять холодный душ. Ледяная вода спровоцировала сердечный приступ, и актёр скончался. Это было огромным потрясением для всех. Режиссёр говорил, что долго не мог избавиться от ощущения, что на актёре сказалась судьба Копалыча. В дань памяти он вставил в конец фильма повтор сцены Анатолия Папанова, в которой он говорит: "Об одном жалею - годы. Так хочется пожить по-человечески. И работать..." - и сказал, что это был его последний кадр. Озвучивал Копалыча актёр Игорь Ефимов.    


Режиссёра очень просили снять продолжение "Холодного лета пятьдесят третьего...", но он считал, что тема себя исчерпала. Лишь однажды они с Валерием Приёмыховым решили попробовать вернуться к образу Басаргина - вписать его в экранизацию рассказа Варлаама Шаламова о восстании заключённых в Магадане. Но оказалось, что права на экранизацию уже куплены, и идею оставили.    


Драма "Холодное лето пятьдесят третьего..." заняла второе место по результатам проката 1988 года - по количеству зрителей её обошла "Маленькая Вера".    


Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Конный дайвинг: изобретение Дикого Запада, которое превратилось в модный аттракцион Сколько выплатили актёрам за съемки в «Бриллиантовой руке» Пошлый юмор 26.11.2023 Шанталь Бийя — самая яркая и харизматичная первая леди на планете Фотографу понадобилось 12 лет, чтобы сделать впечатляющий снимок Млечного Пути Самый неманьячный маньяк Киберпанк всё ближе: в России разрешат покупать алкоголь и табак по биометрии Бесполезные факты обо всем на свете Сенатор Совфеда заявила, что Россия убрала новый «пакет санкций в пакет с пакетами» После аварии байкер сделал нож из своей бедренной кости