Двенадцать тысяч лет назад острова Хаоккайдо, Рюкю, а также Сахалин и Курилыские острова населял удивительный и самобытный народ. На Дальнем Востоке представители айну появились за десять тысячелетий до прихода сюда японцев.
Внешне айну (айны) имели довольно много схожих черт с европейцами, например обильную растительность на теле и лице. Кроме того, представители древнего народа были белокожими и высокорослыми. Так многие "японские" слова происходят из самобытного языка айну: "фудзи" (бабушка), "цусима" (далекий), а "яматай" (место, где море рассекает сушу). Как и откуда этот необычный народ оказался на Курильских островах в их окрестностях даже сейчас является загадкой, есть версия, что айны прибыли в эти места из Полинезии или Индонезии.
Чем же занимались представители коренного народа Курил и Сахалина? Айны являлись высококлассными охотниками и отважными войнами. Мужчины владели уникальным искусством ведения боя с помощью двух мечей. Именно эти люди стали родоначальниками так называемого кодекса самураев, предполагавшего ритуальное самоубийство - харакири. Подобные навыки на несколько сотен лет помогли представителям айну отсрочить свое уничтожении от рук японцев, которые пришли в эти места десять тысяч лет назад с Корейского полуострова.
Айну имели не только самобытный язык, но и вели счет по-своему - двадцатками. Основной статьей пропитания этих людей определенно была охота на морского котика и тюленя, а также рыбалка. Для передвижения зимой айну использовали снегоступы и упряжки собак. Помимо мехов коренные жители Курил носили одежду, сделанную из крапивы или луба. Поклонялись айну таким богам, как Касатка (бог моря) или Медведь (бог леса), последних они приносили в жертву, веря, что души убитых медведей переродятся снова.
Интересными и самобытными можно назвать и обычаи айну. Так представители этой общины никогда не заходили в чужой дом, предварительно не покашляв возле входа. Гость обычно проходил к очагу, где начинал потирать руки и поглаживать бороду, при этом обязательно нужно было пожелать хозяевам все самого наилучшего. Если визит оказывался желанным, хозяин начинал в ответ поглаживать свою бороду. Сейчас такой забавный ритуал определенно бы вызвал недоумение.
Любопытно, что после свадьбы муж шел жить в дом своей новоиспеченной супруги, которая после замужества делала под носом татуировку в виде усов. Так дети айну не получали имен при рождении, это событие происходило через несколько лет, когда проявлялись те или иные таланты и качества карапуза: "быстрый", "меткий", "красивая" и т.д.
Не одно столетие японцы пытались уничтожить айну, постепенно оттесняя их на север. Но окончательная победа над жителями островов стала возможно только в XVIII веке, когда японская армия стала использовать артиллерию. А ведь еще в начале XVIII века русские купцы писали в своих заметках, что на островах очень много людей, которые не являются ничьими подданными.
Но уже в 1777 году наше подданство появилось у Итурупа, Кунашира и Хоккайдо. Люди приняли православие - оказались защищены от своих кровожадных соседей-японцев. Однако уже через столетие - после переговоров 1855 года, Сахалин стал совместной русско-японской вотчиной. А жизнь айну превратилась в ад, ведь Япония всеми силами принялась за уничтожение аборигенов Сахалина. В то же время Кунашир, Итуруп и Хамобаи перешли к японцам.
Первым делом стали перекрываться сетями устья рек, рыба больше не имела возможности заплывать в водоемы, где рыбачили айну, а наличие собственных морских снастей было запрещено японским правительством, так начался голод. На острова приезжали тысячи японцев, они уничтожали церкви и запрещали торговлю с русскими. Некоторые представители айну жили на положении рабов, а остальных согнали в подобие резервации, где многие из них умерли от голода в течение первого же года. Остатки сахалинских айну отправили на каменистый остров Шикотан, где люди продолжили голодать. В первых десятилетиях XX века о коренных жителях Курил узнала Европа, но к этому времени на острове осталось лишь 20 человек, тогда представителей некогда гордого народа перевезли на Хоккайдо. После русско-японской войны правительство Японии начало активную ассимиляцию с остатками айну, им дали японские имена и религию. После Второй мировой войны "крупицы" народа были выдворены с советской вотчины, как японцы...
В 2008 году Япония признала айну как отдельный народ, в стране сейчас проживает около 25 тысяч его представителей, которые не знают своего языка и традиций. Еще 109 представителей айну живут на Камчатке.