Журналисты из архангельского информационного агентства побывали на месте трагедии, сняли видео и замерили радиационный фон, сильно превышающий норму. Но удивляет не это. Почему радиоактивные понтоны до сих пор находятся на прежнем месте, и почему там нет ограждений, охраны или хотя бы предупредительных знаков?
Журналисты архангельского информационного агентства "Беломорканал" опубликовали видеозапись с побережья Неноксы. На записи видно два понтона, которые были задействованы при неудачном пуске ракеты 8 августа. Понтоны находятся в устье реки Верховки на песчаной косе Двинской губы Белого моря - там же, куда их оттащили военные после инцидента.
Запись была сделана 31 августа. Журналисты не стали вплотную приближаться к понтонам - радиационный фон в 150 метрах от них достигает 154 микрорентген в час. Местные жители утверждают, что несколькими днями ранее дозиметры в этом же месте показывали 750 микрорентген в час.
Понтоны омываются водами Белого моря, а технический мусор с обрывками тросов также "фонит", утверждают журналисты. Возле обрывка сети дозиметр показывает 154 микрорентген в час, возле буксировочного каната - 186.
По словам местных жителей, понтоны в четырех километрах от железнодорожной станции Ненокса, сразу после ЧП на полигоне. Один из понтонов с маркировкой "ПП ПП зав №2" вынесло к берегу 9 августа, второй несколькими днями позже доставили сюда двумя буксирами.
Однако несмотря на радиационный фон возле понтонов, в Неноксе он не превышает допустимых - до 14 микрорентген в час.
Официальной версии случившегося 8 августа на полигоне до сих пор нет. Журналисты предполагают, что запуск ракеты с двигателем, источником энергии которого служили изотопные материалы, был произведен с берега. Ракета рухнула в воду и не взорвалась, специалистам из "Росатома" и Минобороны пришлось взять понтоны, чтобы ее достать из-под воды - это им не удалось - в процессе извлечения она взорвалась. Версия звучит убедительно, если вспомнить слова руководителя ядерного центра, который говорил, что специалисты "Росатома" делали все возможное, чтобы предотвратить трагедию.