В этом фильме разведчик - это интеллектуал, а не чугуноголовый стрелок/пилот/мотогонщик/боксёр/и.т.д. из бесконечно-однообразных "action". Штирлиц здесь, как персонаж, ближе к Джону Ле Карре, чем к Яну Флеммингу. Замечательная режиссура Татьяны Лиозновой, прекрасная игра большинства актёров: Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Ростислав Плятт, Олег Табаков, Лев Дуров! А сколько анекдотов породил сериал!
Ещё бы - самом конце фильма, когда Штирлиц, прогуливаясь по обочине и размышляет, возвращаться ли ему в Берлин - раз! и мимо проносятся "Жигули" и самосвал "ЗИЛ-131" с прицепом, отражаясь в окне трофейного "Мерседеса" - значит, победа совсем близко. А сцена встречи Штирлица-Исаева с женой - это классика кинематографа, лучше - только сцена в душе в Хичкоковском "Psycho". А Таривердиевская музыка в фильме - сколько там импровизации!
Каждодневный мундир Штирлица должен быть синюшно-серым, как у сильно испуганной мыши. Правда, он разочек появляется в нём, но только на несколько секунд: "Чёрное - это стиль!"
На правом рукаве чёрной униформы у Мюллера и Штирлица - V-образный шеврон. Такой шеврон полагался только орлам "старой гвардии", вступившим в SS до 30 января 1933 года, Мюллер же попадает в SS в 1934 году, при переводе из политического отдела мюнхенской полиции в Берлин он автоматически становится унтерштурмфюрером. Штирлиц в начале 33-го года по документам вообще Максим Максимович Исаев.
И Штирлиц, и Мюллер носят "Золотые" партийные значки члена NSDAP, они большего размера и имеет ободок из лавровых листьев. Он вручался ветеранам NSDAP, вступившим в партию до 1933 года (по другим данным - первым 100 тысячам членам партии), реже - за партийные заслуги. Штирлиц, по роману Юлиана Семёнова, в Германии - с 33-го года, а вот про Генриха Мюллера точно известно, что он вступил в NSDAP вообще в 1939 году и подобный знак вряд ли носил.
Когда Штирлиц не в гражданском - всегда на нём Железный крест. Точнее, на левом кармане мы видим крест первого класса, крест второго класса не носился, иногда он присутствует в виде ленточки, продетой сквозь петлицу мундира, иногда - на наградной колодке. По Юлиану Семёнову: Штирлиц не является засланным казачком с поддельными документами - Максим Исаев с 1933 года внедряется в Германию, вступает в ряды NSDAP, потом в SS, делает карьеру в разведке, дослуживается до штандартенфюрера (полковника - по нашему) и вроде как свой Железный крест он получает из рук Гитлера, что для 1-го класса - редкость. Интересно, когда он, воюя на фронте, успел сделать карьеру в политической разведке? Потому что Железный Крест - награда, вручаемая исключительно за заслуги на поле боя и чтобы её получить, надо угробить кучу народа. На мундире Штирлица виден ещё один знак - спортивный знак DRL (Имперский Союз физической культуры). Носить спортивный знак в конце войны, то же самое, что рядом со Звездой Героя повесить значок "Готов к труду и обороне".
Если приглядеться, наградная колодка, что над левым карманом мундира, на шефе Гестапо собрана неверно. Из 5-и(!) видимых на ней лент первыми идут две видимо, за выслугу лет(?), потом лента памятной медали участнику Первой мировой, потом - вроде за аншлюс Судетской области и ещё что-то полосатое. Реальные Генриха Мюллера награды были другими. Награды папаши Мюллера были другими: Железный крест 1-го класса (за Первую Мировую, повторное награждение), крест Военных заслуг 1-го класса Рыцарский крест Военных заслуг (с мечами). Колодка: ленты Железного креста 2-го класса ( повторное награждение), крест Военных заслуг 2-го класса (с мечами), почётный крест мировой войны 1914/1918 (с мечами), аншлюс Австрии, аншлюс Судетской области, орден "За военные заслуги" (Бавария, Первая Мировая) и ещё 5 наград. Кстати, в большинстве немецкие награды в советских фильмах 60-70-ых - подлинные, на базу "Мосфильма" их передали после войны.
На вопрос мнимого "страхового агента" в роддоме, куда Катя Козлова (радистка Кэт) попадает после бомбёжки: "Где была заключена страховка, фрау Кин?", она отвечает: "На углу Курфюрстендамм и Кантштрассе". Эти улицы параллельны другу.
Штирлиц забирает арестованную радистку Кэт из Гестапо. Между тем SD, ведомство Шелленберга не имело права проводить аресты на территории Германии. Далее по фильму, Штирлиц ведёт допрос радистки Кэт. Служба политической разведки, где в поте лица трудился Штирлиц, вообще не имела права на ведение следственной деятельности. Включая допросы арестованных.
Диктофон марки "Siemens", которым пользуется Штирлиц, записывая свой трёп с Борманом, на самом деле плохо замаскированный советский диктофон "Электрон-52Д" 1969 года выпуска, он транзисторный. Первый транзистор был создан в 1947 году, уже после войны. Штирлиц сжигает на кухне магнитную ленту с записями доносчика Клауса - в магнитофонах того времени запись велась на проволоку, покрытую магнитным составом.
Блондинка-"эсэсовка" Барбара Крайн не могла служить в чине унтершарфюрера SS в 4-м отделе РСХА. Женщины привлекались к службе только в особых вспомогательных частях Вермахта, со своей системой званий. Никаких женщин-офицеров или женщин-сержантов в SS не существовало и представить ситуацию, когда женщина приказывает мужчине, даже младше по званию... Когда фильм показывали в ГДР, говорят, немцы в этом месте падали со стульев.
В поездке с пастором Шлагом Штирлиц в автомобиле из радиоприёмника звучит песня в исполнении Эдит Пиаф - "Милорд". Песня была написана в 1959 году, однако создатели фильма, зная об этом, сознательно пошли на искажение истины - она звучит там очень уместно. "Эта певица переживёт себя. Ее будут помнить и после смерти". Как и сам фильм.