Начнем для разминки с интересного анекдота:
Летит тяжелый транспортный Ил-76 в сопровождении двух истребителей. Лететь долго, и пилотам истребителей стало скучно. Ну и начали они выделываться друг перед другом: мертвые петли крутят, виражи, восьмерки. И тут в радиоэфир вклинивается пилот транспортника:
- А спорим, я сейчас сделаю то, чего вы на своих истребителях никогда не сможете.
- Ты? На своем беременном Ил-76, собрался тягаться с нами, лучшими асами страны? Ну давай, удиви нас.
Прошло десять минут, транспортник как летел ровно, так и летит. Истребителям надоело ждать, и они вызывают пилота Ил-76:
- Ну и? Когда ты начнешь?
- Уже готово.
- И что же ты сделал того, что не можем мы?
- Сходил "отлить", выпил кофе и даже вздремнуть успел.
Сегодня хотелось бы поговорить о необычных условиях труда одного из членов экипажа всем известного отечественного военно-транспортного самолета Ил-76. Речь идет о старшем воздушном стрелке, чью кабину и вооружение вы часто могли видеть в самой корме летающего гиганта прямо под килем. У него, конечно, нет под рукой таких удобств, какие есть у остальных членов экипажа в носовой части самолета, однако и жаловаться грех, ведь в его распоряжении имеется собственная отдельная кабина.
Итак, давайте обо всем по порядку...
1) Вход в кабину
На фотографии выше можно заметить, что в районе кабины стрелка имеется своеобразная дверь , которая на самом деле является аварийным выходом.
Вообще вход в кабину стрелка находится внутри самолета прямо над грузовой рампой (попасть туда можно только при закрытой рампе). Туда ведет небольшая вертикальная лестница, которая заканчивается герметичной дверью, отделяющей кабину стрелка от негерметичного отсека рампы.
Отсек рампы является единственным местом в самолете, где отсутствует герметизация. Следовательно, стрелок не может покинуть свою кабину во время полета. Исключение - экстренные случаи, когда стрелок может покинуть кабину (предварительно разгерметизировав её) с использованием кислородной маски и кислородного баллона.
Путь в кабину. Вдалеке виднеется лестница
2) Вооружение Стрелок прикрывает тыл самолета от неприятеля при помощи двух двухствольных 23-мм авиационных пушек ГШ-23, расположенных в подвижной шаровой установке.
Прицеливание может осуществляться как с помощью РЛС, так и в ручном режиме с использованием коллиматорного прицела. Скорострельность пушек - 3000 выстрелов в минуту.
Пара ГШ-23
Общий вид на кабину. В центре кадра установка с коллиматорным прицелом
3) Задачи
Помимо ведения огня из пушек, необходимость в котором, как правило, возникает редко, старший воздушный стрелок обязан следить за задней полусферой самолёта, а также вести наблюдение за соседними самолетами (в случае массового десантирования), дабы в условиях плохой видимости не произошло столкновения.
Кроме этого, стрелок обязан каждые 30 минут отдавать командиру отчет вида: "Командир, самочувствие, приборы в норме."
Инструкции по обращению с кислородными балонами (слева) и пушками (справа)
4) Условия
Если остальные члены экипажа находятся в носовой части, то стрелок в одиночестве сидит в самом хвосте. Выйти ему совершенно некуда, т.к отсек рампы негерметичен, да и делать в большинстве полётов нечего, разве что литературу по эксплуатации самолёта изучать. В кабину проведена индивидуальная система отопления и кондиционер. Малую нужду поможет справить санбачок (ну или обыкновенная бутылка, если санбачок отсутствует).
Ну и для настроения завершим разговор ещё одним анекдотом про Ил-76:
Летит Ил-76, вдруг у командира голос в шлемофоне:
-Командир, доверни 5 градусов к западу.
Командир доворачивает. Минут через 20 снова:
-Командир, доверни 5 градусов к западу.
Опять доворачивает. Через полчаса опять:
-Командир, 5 градусов к западу...
Командир не выдерживает:
-Штурман, что за ерунда? Кто так курс прокладывает? Ты можешь сразу сказать "15 градусов"?
Штурман отвечает:
-Это не я, командир, я вообще молчу!
-Второй штурман, это ты что ли?
-Нет, не я.
Тут из задней кабины стрелок (радостно):
-Это я, командир! Мне тут солнце в глаза светит!