Согласно распространённому заблуждению, Дед Мороз и Снегурочка возникли недавно, в XIXвеке. Но это сказки литературные, "писательские". В народных сказках Мороз (Морозко, дед Трескун) и Снегурочка (Снегурушка, Снежевинка) появились намного раньше. Попробуем проследить их путь.
Согласно распространённому заблуждению, Дед Мороз и Снегурочка возникли недавно, в XIXвеке. Дед Мороз впервые упомянут в сказке Владимира Фёдоровича Одоевского "Мороз Иванович", написанной в 1840 году.
Снегурочка появляется в сказке Владимира Ивановича Даля "Девочка Снегурочка" (1861 год), - здесь она девочка из снега. А вот в пьесе Александра Николаевича Островского "Снегурочка" (1873 год) это уже юная девушка - дочь Мороза и Весны.
Но это сказки литературные, "писательские". В народных сказках Мороз (Морозко, дед Трескун) и Снегурочка (Снегурушка, Снежевинка) появились намного раньше. Попробуем проследить их путь.
Что такое миф?
Задолго до того, как народные сказки превратились в устные рассказы бабушек своим внукам и внучкам, они были мифами. Что такое миф?
Наши древние предки поклонялись разным духам. В определённые дни года разжигали костры, призывали духов особыми песнями и танцами, и дух "являлся" - обычно вселяясь в тело жреца, ну, или как бы мы сегодня сказали - жрец представлял этого духа. Дальше члены племени разыгрывали какую-нибудь историю с участием этого духа. Например, как зима борется с весною, и весна побеждает.
Мы бы сегодня назвали это "представлением", "спектаклем" но для древних людей всё это было очень серьёзно - по-настоящему! Задержится весна, не успеет вызреть урожай, начнётся голод. Будут умирать старики и дети, ослабеют воины, нападут враги...
Вот эти "представления", в ходе которых члены племени рассказывали друг другу и своим духам-покровителям, как возник мир, как сменяются времена года, почему идёт дождь, отчего в земле вызревает семя, и называются МИФ.
Со временем, люди всё больше и больше учились влиять на природу; выживание племени зависело теперь не столько от помощи духов, сколько от умения и опыта людей. Миф перестал быть священным действием и "распался": на науку, искусства и религию.
Из наблюдений за природой (как выследить зверя? когда посеять растение? как узнать, будет ли завтра дождь?) стала развиваться наука.
Из вырезания деревянных идолов, хорового пения, танцев и общения с духом стали развиваться изобразительное искусство, музыка, театр.
Из представлений о справедливости и несправедливости духов, из чувства беспомощности перед судьбой и желания "прислониться" к какому-нибудь надёжному заступнику стала развиваться религия.
А истории о мире, о духах, о племени и его героях стали просто историями. И превратились в сказки.
За тысячи лет сказки сильно изменились, обросли новыми бытовыми подробностями, но некоторые следы древних мифов в них всё-таки остались...
Отчество Снегурочки
История Деда Мороза заключена в его имени. Сегодня слово "мор" означает "эпидемия", "массовая смертельная болезнь". Однако раньше это слово означало то же самое, что и латинское mors, итальянское morte, испанское muerte, французское mort и, главное, древнее протоиндоевропейское *mertis - то есть непосредственно "смерть".
Если Дед Мороз когда-то был духом зимы и смерти - Мором, значит, отчество его предполагаемой дочки должно быть Моровна. И в славянской мифологии есть персонаж с очень похожим отчеством!
Это Марья Моревна.
Умница, красавица, невеста Ивана Царевича, чародейка, сумевшая заковать в цепи самого Кощея Бессмертного... Вот только в некоторых сказках она почему-то подруга Бабы Яги. А в некоторых - так и прямо её дочка.
Что же объединяет умницу и красавицу с уродливой злой старухой?
Историки и этнографы утверждают, что древние славяне, помимо других богов, почитали богиню зимы и смерти - Мору или Морену (Марену).
Это имя (Морена или Марена, - правил правописания в XIIвеке не было) встречается в новгородских берестяных грамотах. В одной автор просит Марену оказать влияние на князя, когда тот станет слишком щедро одаривать купцов: "Марена, вразуми князя нашего, зимний гнев свой напомни". В другой читаем: "Скажи сыновьям, пусть зерно за меня принесет Марене в дань".
Одна из берестяных грамот с упоминанием Марены
Выходит Моревна - это никакое не отчество, а просто искажённое имя древнего божества!
Марена до сих пор сохранилась в польском и болгарском фольклоре (у болгар - под именем Мара-лишанка). В начале зимы она юная прекрасная девушка, но постепенно стареет и к концу зимы превращается в злобную уродливую старуху. (Вот почему Марья Моревна то дочь, то подруга Бабы Яги!)
Празднуя окончание зимы, в Польше и Болгарии изготавливали куклу Марены и сжигали (то есть хоронили) её. (Снегурочка в русских сказках тоже погибает во время весенних праздников, прыгнув через костёр.)
Это значит, Марена рождается, чтобы дать природе умереть, и умирает, когда природе предстоит ожить. Иначе невозможно старое заменить на новое. Именно для этого в сказках нужна Мёртвая вода. Чтобы оживить героя, Живой воды недостаточно! Сначала его надо обязательно спрыснуть Мёртвой водой, без этого волшебства не случится.
А что же Марья Моревна? Она берёт в плен Кощея Бессмертного - то есть бессмертие, мешающее уходу старого и возникновению нового. А незадачливый Иван Царевич, дав Кощею напиться, освобождает бессмертие из плена Моревны-Марены и тем самым приносит на землю бесчисленные беды - нарушает природный ход веще
Марена
Для древних славян смерть была перемещением человека из телесного, видимого мира (который назывался "явь") в мир духов, который назывался "навь". Кстати, Баба Яга - это проводница из мира живых в мир мёртвых (то есть духов и предков), из мира обычного - в мир волшебства и небывалых способностей. Часто без её помощи Иван Царевич оказывается ни на что не способен. (Помните, и Живая вода бессильна без Мёртвой?)
А Марья Моревна - повелительница зимы и смерти, обладающая невероятной волшебной силой и мудростью, держит в плену бессмертие (Кощея), потому что бессмертие нарушает природный ход вещей: вечный круговорот лета и зимы, жизни и смерти, обыденности и волшебства, человеческой слабости и силы духа (которую даруют человеку духи - его боги и предки.
Выходит, друзья, под Новый год к нам приходят не какие-то там литературные персонажи XIX века, приспособленные к Новогоднему празднику в 1937 году.
Праздник Новый год - это что? Замена старого на новое - "мёртвого" на "живое". Просто он теперь не связан у нас с природой и урожаем, как у наших предков, так что празднуем мы его не весной, как они, а зимой. Но так же, как и несколько тысяч - тысяч! - лет назад, в этот праздник к нам являются "духи зимы". Мор и Марена. Дед Мороз и Снегурочка.