История создания фильма "Москва слезам не верит", которому сегодня исполнилось 40 лет, началась с конкурса. Специально для конкурса сценариев о Москве всего за 19 дней писатель Валентин Черных написал сценарий "Дважды солгавшая", на основе своей же незаконченной повести, которую он задумал ещё в начале 70-х. "Людмила, Александра, Катерина - это все тетки моей матери. И характеры очень похожи", - вспоминал Черных.
Гоша, по словам супруги писателя, это сам Черных, такой, каким он себя видел, каким хотел быть.
Сценарий занял третье место. Но так как первые два тогда не присудили никому, то можно смело назвать его победителем. Он был опубликован в журнале "Искусство кино" и куплен Мосфильмом.
Но победа в этом конкурсе не была почётной в профессиональной среде и сценарием никто из режиссёров не заинтересовался. Тогда супруга сценариста Людмила Кожинова предложила мужу показать его их другу, Владимиру Меньшову, за спиной которого был только один снятый фильм - "Розыгрыш", и который как раз искал материал для следующей картины.
Киносценарист и драматург Валентин Константинович Черных
Владимир Меньшов. Фото Юрия Иванова /РИА Новости
.
Вот только Меньшов тоже не загорелся работой после ознакомления - сценарий ему не понравился. Нет, он не отказал другу, но в вежливой форме, сославшись на другие планы, обещал подумать. Он решил посоветоваться и показал сценарий Дунскому, Фриду, Фрэзу и другим уже маститым мастерам. И все советовали молодому режиссёру не связываться с этим "ничего из себя не представляющим сценарием". И даже супруга, чьё мнение тоже было интересно Меньшову, прочитав его сказала: "Ну и мура!"
Владимир Меньшов с супругой Верой Алентовой и дочерью Юлей
.
Но, неожиданно для всех (а может и даже для самого себя), Меньшов всё же решился взяться за работу. Его привлёк один эпизод - временной прыжок с будильником, где главная героиня засыпает в слезах, а просыпается через два десятка лет другой женщиной. "Я даже сначала даже подумал, что пропустил несколько страниц, но потом меня осенило: это же так похоже на нашу с Верой жизнь, - вспоминал Владимир Меньшов. - Позже, уже снимая фильм, я вложил в него весь свой опыт, приобретённый за годы жизни в Москве".
Вера Алентова и Владимир Меньшов в студенческие годы
.
Решив, что за это можно зацепиться, Меньшову начал думать об этой истории, постоянно возвращался к ней в мыслях, и понял, что если сценарий переделать, доработать, то из него выйдет толк.
Вот только сценарист переделывать свою работу отказался. Ему она казалась вполне законченной. Поэтому на просьбу друга он ответил: "Не нравится - переписывай сам, а я лучше напишу что-нибудь новое".
И Меньшов сел за доработку. Первое, что он изменил, это сцену, где подружки Екатерина и Людмила должны были наблюдать, как к аргентинскому посольству подъезжают приглашенные на дипломатический прием. Однако боливийского посла и военноморского атташе США он заменил кинозвездами 1950-х Юматовым и Конюховой, а "форды" и "бьюики" - отечественными "ЗИСами" и "Победами", подъезжающих на фестиваль французского кино. Появилась сцена со Смоктуновским, который "поздновато начинает" актерскую карьеру. Именно в этом моменте появилась главная тема фильма - в сорок лет жизнь только начинается.
У Черных главная героиня - депутат Моссовета - вела прием избирателей. "Скучно!" - решил Меньшов и отправил ее в клуб знакомств, где директриса, которую сыграла Лия Ахеджакова, сватала Екатерину за "работника главка - очень ответственного - всего пятидесяти трех лет".
Он изменил профессию Гоши, который был не "слесарем-интеллигентом", а электросварщиком на стройке.
Он придумал историю спившегося хоккеиста Гурина.
Некоторые сцены Меньшов специально сделал более бытовыми. Например, герой Баталова Гоша, вместо того чтобы, сидя перед телевизором, смотреть хоккейный матч, потягивая пиво, взялся конструировать к пылесосу какую-то приблуду.
У Меньшова появлялись новые сюжетные линии и новые герои. В итоге он увеличил сценарий на треть.
И только когда рабочий сценарий был готов, режиссёр задумался о том, кто же будет играть героев. И тут он вновь столкнулся с той же проблемой - как и режиссёры со сценаристами ранее, актёры тоже находили сценарий скучным и неинтересным, какой-то мыльной оперой. Да многие и не хотели работать с молодым режиссёром.
В первоначальной идее режиссёра три главных героини должны были выглядеть как-то так.
Катерину, по его представлению, должна была сыграть Маргарита Терехова, которая, как ему казалось, идеально подходила на эту роль. Но Терехова сниматься категорически отказалась - молодой и неопытный режиссёр, мыльная опера в сценарии не приглянулись актрисе. При этом, её, к тому времени, уже позвал Юнгвальд-Хилькевич в "Три мушкетёра" на роль Миледи. А отказать другу детства Маргарита Борисовна не могла.
Тогда Меньшов решил пригласить на главную роль Ирину Купченко. Но и здесь Меньшову не повезло - сценарий Купченко не заинтересовал.
И начались поиски. Вот некоторые фотопробы актрис на роль Катерины.
Евгения Ветлова
Не приглянулась руководству Мосфильма - её внешность назвали несоветской.
Валентина Теличкина
Её проба не понравилась режиссёру - актриса показалась неубедительной в роли молодой провинциалки.
Наталья Сайко
Без замечаний прошла пробы с Виталием Соломиным (который пробовался на роль Гоши). С ними вроде даже была отснята проба сцены в электричке. Но Соломин не устраивал Меньшова. После утверждения Баталова, оказалось, что Алексей Владимирович и Наталия Петровна совершенно не смотрятся в кадре вместе. Баталова Меньшов менять не хотел. И поиски начались заново.
Были проблемы и со второй подругой. По сценарию Людмила была очень красивой девушкой и поэтому на её роль в фильм руководство Мосфильма порекомендовало Меньшову попробовать Жанну Болотову, Валентину Титову или Людмилу Савельеву. Сам же Меньшов видел в этой роли Анастасию Вертинскую. Но все они ответили отказом.
Пробовалась на роль Татьяна Сидоренко, но она не устроила ни режиссёра, ни худсовет.
Ирину Муравьёву же Меньшов увидел случайно в одном из спектаклей и сразу понял, что она идеально подходит на роль. В ней была необходимая для Людмилы искорка.
Муравьёва как только прочла сценарий сразу же взялась за роль
Но уже после выхода фильма на экран, Муравьёва признавалась, что даже плакала от обиды. "Моя героиня совсем не понравилась мне, - говорила как-то актриса. - Грубая, неотесанная, местами пошлая. Все, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран". Ей казалось, что Болотова, Вертинская, которые отказались, поступили мудрее.
На роль Антонины пробовались Наталья Андрейченко, Нина Русланова и Галина Польских.
Но режиссёр выбрал Раису Рязанову
С выбором актёра на главную мужскую роль у режиссёра Владимира Меньшова тоже были большие трудности. На пробы мужчины "у которого нет недостатков" были приглашены Олег Ефремов, Игорь Охлупин, Виталий Соломин и Вячеслав Тихонов. Но... Режиссёр хотел другого главного героя
Меньшов понял, что нужный актёр найден, когда случайно увидел по телевизору фильм "Дорогой мой человек" с участием Алексея Баталова. Вот только Баталов, ознакомившись со сценарием, от участия в фильме отказался. Меньшов уже хотел сам играть Гошу. Худсовет было против. Но сроки поджимали, и ему уступили. И тут вдруг Баталов передумал и сам позвонил Меньшову. "Знаете, я перечитал еще раз сценарий и хочу попробовать!"
Вот только по возрасту Баталов не очень подходил на роль. Гоше, как и Катерине, по сценарию было 40 лет. А Баталову уже было за 50. Чтобы омолодить актёра, Меньшов решил использовать парик-накладку, в котором снимался когда-то сам. Парик подошёл как влитой.
"Вот Гоша - все вроде с ним понятно: надо, чтобы у героини все кончилось хорошо, - вспоминал Баталов. - Но как только я прочитал, понял, что это не тот канонический, установленный государством рабочий, который уже сотни раз был на экране, - это другой совсем человек. Выйдет, не выйдет - это второй вопрос, но это интересно делать..."
Оставалась вакантной только роль Катерины.
И вот тогда отчаявшийся режиссёр и решил пригласить на пробы свою жену - Веру Алентову, которая тоже не хотела сниматься в этом фильме (вы помните - "Ну и мура!"), но не смогла отказать мужу.
Но увидев эти пробы, Меньшов понял - сколько времени он потерял даром, просматривая других актрис на эту роль. Алентова выглядело наиболее убедительно из всех.
Такого же мнения был и худсовет