14 июня 2020 года в 11:50

8 интересных фактов о фильме «Остров сокровищ»

Какие сцены вырезали из фильма, как Федор Стуков управлял шхуной и где снимали сам "остров".                                    





"Остров сокровищ" режиссёра Владимира Воробьёва был третьей советской экранизацией приключенческого романа Роберта Стивенсона. Первый раз за произведение о поисках пиратского клада взялись в 1934 году, но с литературной основой у фильма оказалось мало общего - это было политизированное кино о классовой борьбе ирландских повстанцев, а мальчик Джим превратился в девушку Дженни, влюблённую в доктора Ливси...
Такая трактовка сюжета тогда вызывала недоумение у всех - от кинообозревателей до членов ЦК. Второй "Остров сокровищ", где большинство ролей сыграли прибалтийские актёры, вышел в 1971 году и был уже классической экранизацией романа.    


Владимир Воробьёв был главным режиссёром Ленинградского театра музыкальной комедии, считался создателем русского театрального мюзикла и снял в этом же жанре два фильма - "Свадьба Кречинского" и "Труффальдино из Бергамо".
"Остров сокровищ" он тоже задумывал как музыкально-танцевальный, но ещё в процессе подготовки отказался от этой идеи и снял трюковое кино, которое было почти дословной экранизацией романа. Некоторые сцены позаимствовали из других произведений, например, рассказ про морского дьявола из повести "Весёлые молодцы".
Так как фильм рассчитывался на подростковую аудиторию, то добавили экшна в сюжет и красок в характеры некоторых героев.    


На роль Джима Хокинса режиссёр взял самого популярного юного актёра тех лет - десятилетнего Фёдора Стукова. К тому моменту он уже сыграл Тома Сойера в фильме "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна" и снялся в маленькой, но эксцентричной роли в "Родне" у Никиты Михалкова. Чёрному Псу и Бену Ганну в фильме уделили больше внимания, чем в книге, а для того, чтобы сделать персонажей заметнее, на роли пригласили Николая Караченцова и Валерия Золотухина.
Для брутального пирата Билли Бонса искали актёра с суровой внешностью и выбор пал на Леонида Маркова. На роль доктора Ливси режиссёр взял коллегу по театру - актёра Виктора Костецкого, который снимался у него в предыдущих фильмах.    


Роль пирата Джорджа Мэрри сыграл сам режиссёр Владимир Воробьев, а "пастора" Дика Джонсона - его сын Константин. Режиссёр вообще на съёмочной площадке был героем-многостаночником. Он исполнил песню "Мечта", которая звучит на титрах, сам выполнял каскадёрские трюки и иногда подменял оператора.
Например, когда приходилось работать в раскачивающейся на волнах лодке, и оператор отказывался брать на себя ответственность за дорогостоящее оборудование...    


"Остров сокровищ", как и многие другие приключенческие фильмы, снимался по большей части в Крыму. Сам "остров" - это мыс Капчик в посёлке Новый Свет, скала Караул-Оба и Голубая бухта. Английские пейзажи нашли во дворе Петропавловской крепости в Ленинграде, там же разместили и трактир. Джон Сильвер, Джим Хокинс и команда корабля плыли до "Эспаньолы" по Обводному каналу в Кронштадте, сад сквайра Трелони снимали в знаменитом парковом ансамбле Петергофа, а начало фильма сняли на берегу Куршской косы. Вся работа над "Островом сокровищ" заняла девять месяцев.    


В качестве величественной "Эспаньолы" снимали учебную шхуну "Кодор" из Ленинградской мореходки, курсанты которой играли в пиратской массовке. На шхуне было много навигационного оборудования, которое нельзя было показывать в кадре, а надо было снять сцену как юный Джим Хокинс ловко управляет плывущим кораблём.
Для этого из рулевой рубки вынули "колесо" штурвала и поставили его на палубу. В кадре Фёдор Стуков крутил ни к чему не прикреплённый штурвал, а в это время настоящий капитан рулил шхуной с помощью разводного ключа. Позже "Кодор" стал "Дунканом" в фильме "В поисках капитана Гранта" и "Пилигримом" из "Капитана „Пилигрима"", а в 1999 году корабль сгорел.    


На съёмках работала большая каскадёрская команда знаменитых постановщиков трюков Николая Ващилина и Олега Василюка. Вместе с режиссёром они придумали слегка гротесковые трюковые сцены с элементами цирковой клоунады. Искателям сокровищ раздали все виды оружия - от мушкетёрских шпаг до азиатских мечей, герою Николая Караченцова в качестве оружия выдали ловчую петлю, а Валерию Золотухину пришлось осваивать духовую метательную трубку...
Среди исполнителей каскадёрских трюков был и режиссёр Владимир Воробьёв, который, хоть и со страховкой, но всё же сам исполнил почти цирковой номер "штурм стены с шестом". Наблюдавший за коллегами Олег Борисов, который играл одноногого Сильвера, упрашивал придумать какой-нибудь трюк и для его героя. Трюк придумали, но выполнил "пиратский" прыжок с переворотом профессиональный каскадёр.    


Владимир Воробьёв снял материала на четыре серии, но за дело взялась цензура. В результате первых правок фильм стал короче почти на полчаса, а после вторых сократился ещё на десять минут и превратился в трёхсерийный.
Из фильма вырезали сцены, которые могли напугать детей или не соответствовали идеологическим соображениям. Исчезли крупный план слепого Пью с пробкой вместо глаза, почти вся сцена лечебного кровопускания, пьяные выходки Билли Бонса, многочисленные игры в карты, Джим с бутылкой бренди и пистолетом в руках, рассуждения о Библии и многое другое.
Несмотря на это, режиссёр остался очень доволен результатом. Первоначальный вариант фильма так никогда и нигде не появился, а вот версия до вторых правок в 1990-х годах выходила на видеокассетах.    
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Удивительные снимки с российских просторов 25.07.21 Этот хрип у нас песней зовется: Бузова попала в неловкую ситуацию из-за отключенной фонограммы Фигурки из полимерной глины Кот требует, чтобы его покормили В Арзамасе задержали рецидивиста за поджог семи машин и мопеда История матери, которая узнала на УЗИ, что ждет не одного ребенка, а сразу четверых Мама это не оценит Пустой перекресток был Девушки без лифчиков Крутые идеи новогоднего декора из шишек и веток Города, которые считаются самыми холодными в мире 6 станций Московского метрополитена, которые стали «призраками»