Что писала о фильме газета "Нью-Йорк Таймс", как героям делали необычный взгляд и из чего шили костюм Ихтиандра.Сценарий фильма о человеке с жабрами акулы 10 лет пролежал невостребованным на киностудии "Ленфильм". Никто из режиссёров не хотел браться за эту работу из-за технических сложностей подводных съёмок. По этой же причине в своё время от экранизации романа отказались даже в Голливуде...
Так и лежал бы сценарий ещё много лет, если бы им не заинтересовался режиссёр
Владимир Чеботарёв - он успел поработать в научно-популярном кино, и съёмки под водой его не пугали.
В кинокругах затею считали полнейшей авантюрой, а узнавшая о начале работы газета "Нью-Йорк Таймс" опубликовала статью, в которой создателям фильма предрекали пролный провал.
"Сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе!" - писали американские журналисты. "Ленфильм" ставку на "Человека-амфибию" тоже не делал.
Руководители студии считали, что это будет детский приключенческий фильм, который обойдется небольшим бюджетом.
Режиссёр поставил ассистентам поэтичную задачу: найти таких актёров, чтобы у Гуттиэре в глазах было небо, а у Ихтиандра - море. При этом они должны быть с южной внешностью, не известные зрителям и чтобы он выглядел роковым красавцем, а она была ослепительно юной...
Именно ассистенты подарили советскому кино одну из самых красивых и романтичных экранных пар - 21-летнего
Владимира Коренева и 17-летнюю
Анастасию Вертинскую. Для каждого из них это был всего лишь второй фильм.
Оператору Эдуарду Розовскому хотелось создать "особенный взгляд" Ихтиандра и Гуттиэре и подчеркнуть необыкновенный цвет глаз.
Для этого справа и слева от актёров ставились специальные лампы с голубыми и зелёными фильтрами. Они подсвечивали цвет радужки, делали взгляд глубоким и почти прозрачным.
В качестве консультанта планировалось привлечь знаменитого Жака-Ива Кусто. Кусто заинтересовался проектом, но не удалось договориться о цене его участия. Тогда консультантами стали аквалангист Владлен Кебкало и первый чемпион СССР по подводному спорту Рэм Стукалов.
Режиссёр придумал снимать подводные сцены минутными эпизодами: актёры спускаются с аквалангами, по команде вынимают изо рта загубник, ассистенты забирают акваланги и уплывают из кадра. Минуту-полторы идёт съёмка, потом актёрам возвращают акваланги, они "продыхиваются" - и снова съёмка.
От исполнителей главных ролей требовалась серьёзная подготовка, и Владимир Коренев и Анастасия Вертинская целые дни проводили в бассейне.
Для костюма Ихтиандра взяли эластичную ткань для плотных женских колготок, а "чешую" вырубили из старой киноплёнки. Получилось около десяти тысяч чешуек, которые красили перламутровой краской и вручную нашивали на ткань.
Всего сделали четыре таких комбинезона, так как от воды они теряли вид. Владимир Коренев надевал сначала резиновую рубашку, потом поролоновую подкладку и уже сверху натягивал чешуйчатый костюм. С нарядами Гуттиэре было проще - их шили по картинкам летней диоровской коллекции в стиле new look.
По сюжету события происходят в Аргентине. Далёкую страну снимали в двух местах - в Баку и крымской бухте Ласпи, которая была настолько хороша, что вскоре после фильма там появилась правительственная резиденция, и для киногрупп место оказалось закрыто.
Единственной проблемой стало отсутствие необходимого количества морской живности. Пришлось идти на хитрость: сцены снимали через наполненный рыбой резервуар, и в кадре всё выглядело как подводная панорама с богатой фауной. Так же для съёмок договорились с рыбаками, чтобы они поймали несколько дельфинов и небольших акул-катранов, которых после "работы" выпустили на волю.
Специально для фильма была написана "Песенка о морском дьяволе", которую по сюжету исполняла певица в кафе-шантане. Её роль сыграла манекенщица Нина Большакова, а за кадром пела джазовая певица Нонна Суханова.
По задумке режиссёра во время третьего куплета Большакова снимала части одежды, но цензура расценила это как намек на стриптиз и потребовала вырезать эпизод. Куплетом пришлось пожертвовать.Песню "Уходит рыбак в свой опасный путь"... спел солист Ленинградского Малого оперного театра Артур Почиковский.
Критика встретила фильм довольно резко. Создателей упрекали в отходе от текста романа и общем дурновкусии, а редколлегия вынесла вердикт: "Мы уверены, что значительно раньше 2000 года зрители забудут этот фильм. Если в течение ближайших лет наши кинематографисты сделают несколько увлекательных, красивых, благородных фантастических фильмов, „Человек-амфибия" спокойно, без споров и волнений, уйдет из памяти".
При этом зрители буквально сходили с ума по фильму - во время премьеры желающие попасть на сеанс выдавили стеклянные витрины кинотеатра "Россия", взяли зал штурмом и стояли в проходах. "Человек-амфибия" занял 11-е место в списке лидеров за всю историю советского проката и до сих пор не забыт зрителями.