Александр III вошел в историю как царь-Миротворец - в годы его правления Россия не участвовала ни в одном серьезном военно-политическом конфликте того времени.
1. Некий солдат Орешкин напился в царевом кабаке. Начал буянить. Его пытались образумить, указывая на портрет государя императора. На это солдат ответил: "a плевал я на вашего государя императора!" Его арестовали и завели дело об оскорблении императора. Познакомившись c делом, Александр начертал на папке: "дело прекратить, Орешкина освободить, впредь моих портретов в кабаках не вешать, передать Орешкину, что я на него тоже плевал."
2. Французский посол у Александра III спрашивает: - Ваше величество, это правда, что у вас в России гречку едят? - Да, а что? - А у нас во Франции эту гадость только скотине дают. Александр III, почесав затылок, спрашивает у посла: - Мосье, это правда, что у вас во Франции лягушек едят? - Да, а что?
- А у нас в России эту гадость даже скотина не ест.
3. Взойдя на престол, Александр III спросил у знатоков истории, чьим же сыном на самом деле был Павел I. - Скорее всего, графа Салтыкова - ответили ему. - Ну слава тебе, Господи, - воскликнул Александр и истово перекрестился, - значит, во мне есть хоть немножко русской крови.
4. Однажды Великий князь Николай Николаевич, кузен Александра III, решил жениться именно по любви. Его избранницей стала не особа королевских кровей, не какая-нибудь худосочная и бледная европейская принцесса, а простая русская купчиха - Зинаида Буренина, дочь богатого книготорговца. Говорят, она была красавицей. Да ко всему ещё и "разведёнкой"!
На подобный морганатический брак требовалось согласие главы правящего дома. Император Александр согласился, но с непременными условиями: этот союз он будет игнорировать; и у жены кузена не будет официального положения при дворе.
Но перед свадьбой предприимчивая невеста потребовала, чтобы будущий муж добился для неё какой-нибудь тёплой должности. Когда просьба дошла до императора, тот вообще запретил Николаю жениться. Как заметил Александр III, "он в родстве со всеми европейскими дворами, а вот с петербургским Гостиным двором не был. И быть не хочет."
5. Жена заслуженного морского офицера, адмирала Степана Лесовского - Елизавета Вестман - после смерти супруга получала за его заслуги пенсию от государства.И вот однажды. вдова Лесовского решила снова выйти замуж. Ну что же, вполне нормальное женское желание. Если бы только не одно меркантильное стремление - Елизавета, вступая в повторный брак, очень хотела сохранить приличную пенсию своего героического бывшего супруга. Она написала прошение на высочайшее имя о сохранении ей пенсии в надежде, что монарх и Россия "не забыли службу её мужа, адмирала Лесовского".
Но резолюция императора Александра III гласила: "Ни я, ни Россия не забыли службу почтеннейшего Степана Степановича, а вот вдова его забыла. Отказать".
6. В 1891 году Петербург с дружественным визитом посетила французская эскадра. Встреча была торжественной. Звучали залпы салютующих пушек, крики "Ура!" и приветственные речи. Вот-вот должен был заиграть гимн Франции. Всем хорош французский гимн, кроме одного - он ведь является песней революционеров - знаменитой "Марсельезой".
И вот, во время торжеств по случаю прибытия французской эскадры возникла пикантная ситуация. Посудите сами как бы это выглядело: если бы зазвучал гимн, (запрещенный революционный гимн!), то российский император Александр III, как полагается военному, должен был бы встать и взять под козырек... Отказаться нельзя, мероприятие официальное и весьма важное для налаживания отношений с Францией. Гофмаршал Владимир Оболенский обратил внимание царя на этот щекотливый момент.
Выслушав его, Александр III сказал: - Мы же не можем дать французам другой гимн? Значит, играйте тот, какой уж есть. Ничего, после "Марсельезы" они тоже шапки снимут и "Боже, царя храни!" выслушают!
7. Однажды по политическому делу была арестована известная в то время оппозиционная писательница и публицистка Мария Цебрикова. Об этом доложили Государю. На докладе царь начертал краткую резолюцию, состоящую всего из трёх слов: - Отпустите старую дуру!
Весь Петербург хохотал до слёз. Смеялись даже поклонники таланта писательницы, хихикали ультра-революционеры, ржали анархисты и улыбались феминистки. Это был удар по репутации! Революционная карьера госпожи Цебриковой была уничтожена под корень... С горя она уехала из Петербурга и два года не показывалась в столичном обществе.
8. На рейде Кронштадта стояла русская эскадра. А император Александр III со своей супругой Марией Фёдоровной, урождённой датской принцессой Марией Софией Фредерикой Дагмар, наблюдали за красивым строем кораблей.
Рядом с крейсером "Рюрик" находился военный пароход "Ижора". Мария Фёдоровна, глядя через лорнет, прочитала название крейсера. Но при этом допустила ошибку, вполне простительную иностранке - она перепутала русскую букву "Р" с латинской "Р". На своём ломаном языке она громко произнесла: - Пюпик!...
То есть, не Рюрик, а Пюпик.
Александр III взглянул на стоящее рядом с "Пюпиком" судно "Ижора" и поспешил тихо предупредить свою жену: - Пожалуйста, не читай громко следующего названия!
9. Александр, проезжая по железной дороге, вышел прогуляться на перроне одной из станций. Его увидел какой-то крестьянин и простодушно воскликнул: - Вот это царь так царь, чёрт меня подери!
Крестьянина сразу же схватили за произнесение неприличных слов в присутствии императора, но Александр III велел отпустить мужика и дал ему серебряный рубль со словами: - Вот тебе мой портрет! На память!
10. На похоронах Александра III имел место курьезный эпизод, который выглядел довольно кощунственно. Усопшего монарха провожали в последний путь его подданные и его армия. Командир одного из эскадронов Д.Ф. Трепов в самый торжественный момент траурной процессии скомандовал: "Равнение налево! Смотри веселей!" Понятно, что Трепов сказал так из-за выучки и привычки, но присутствовавшие не пропустили эту команду, иначе она не вошла бы в исторические хроники.