В начале 50-х годов Юрий Никулин вместе со своим напарником Михаилом Шуйдиным отправились на международный фестиваль в Варшаву.
Об этом случае Юрий Владимирович рассказал на страницах своей книги "Почти серьезно". История похожа на большой анекдот. Возможно, вы уже читали его книгу, а если нет, то эту книгу сегодня запросто можно купить хоть в бумажном виде, хоть в электронном.
Изначально в Польше хотели показывать сценку "Маленький Пьер", но эту клоунаду забраковала комиссия, а вот более легкую по исполнению "Сценку на лошади" благословили на показ в Польше.
Программа советского цирка пользовалась успехом. Хорошо зашел медвежий цирк Филатова. Начинающий молодой коверный Олег Попов также доводил публику до смеха.
Первое выступление Никулина и Шуйдина у зрителей не вызвала вообще никаких эмоций. Все сидели с каменными лицами.
Руководитель поездки, увидев провал, засомневался - стоит ли "Сценку на лошади" показывать еще. Да и сами Никулин с Шуйдиным поняли, что лучше попробовать показать что-нибудь наверняка "заходящее".
Короче, на другом выступлении они показали другую репризу. Во время ее исполнения случился небольшой конфуз. Клоун Никулин снимает пиджак и оставляет его на барьере, но потом, не доверяя публике, снимает пиджак и прячет его под ковер.
И шутка хорошо зашла, зрители смеялись. А потом вдруг выяснилось, что рядом сидел бельгийский посол, а клоун, получается, как бы ему не доверял.
Посол на это обиделся, нажаловался куда следует. Руководитель советской делегации испугался и велел Никулину с Шуйдиным данную репризу больше не показывать. Но разрешил снова показать "Сценку на лошади".
Пришлось думать, почему в первый раз эта сценка провалилась.
И догадались.
Все дело в том, что Никулин с Шуйдиным были подсадными, на этом и строилась вся сценка. И в Варшаве они надели те же самые костюмы, что и дома. А костюмы у них были в стиле "обычный провинциальный парень, который впервые пришел в цирк".
Только вот польская публика очень отличалась от советской. Там просто не могло быть ненарядных провинциальных парней. Подсаженные в виде зрителей клоуны выглядели белыми воронами. От того публика и не понимала, где смеяться, когда в сценке из зрителей вызывают этих двух странных личностей, которые явно были подставными.
В итоге наши клоуны надели свои самые лучшие костюмы, дабы не отличаться от местной публики.
И сценка имела успех.
Потом на приеме в посольстве сотрудник посольства восхищенно говорил:
- Я чуть со смеху не упал, когда увидел, как Попов вытянул из зала двух поляков и начал их учить ездить на лошади.