26 июля 2020 года в 05:41

«Дуралей ты, Шарапов...» Судьба старика Копытина - Алексея Миронова из культового "Места встречи..."

Далеко не все помнят фамилию этого актёра. За 45 лет творческой деятельности заслуженный артист РСФСР Алексей Миронов

 сыграл восемь десятков ролей. А в памяти зрителей навсегда остался шофёром старенького "Фердинанда" из культовой картины Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя".                                    




Фердинанд против Студебекера
Наверное, не смогли бы Жеглов и Шарапов обезвредить "Чёрную кошку", не сиди за рулём их старенького автомобиля добрый водитель Копытин. Сцена погони с диалогом Копытина и Жеглова - одна из самых напряжённых и запоминающихся в фильме. И вот, казалось бы, роль шофёра небольшая - ну сколько у него там слов? Парочка диалогов в каждой серии, быть может. Однако миссия у персонажа совсем не второстепенная. А в эпизоде с погоней и вовсе главная. От него сейчас зависит судьба всей опергруппы, успех важного дела по поимке пресловутого бандита Фокса.    


Копытин управляет стареньким автобусом "Фердинанд", пытаясь выиграть схватку с американским автомобилем повышенной проходимости "Студебекером", на котором от погони уходит Фокс. И ведь выигрывает! Хоть и с помощью Жеглова, который всё-таки умудрился убить шоферюгу грузовика.
-В кабинете у себя командуй, Глеб Егорыч. А тут - я!- Потеряем! Потеряем, Копытин!- Никуда мы его не потеряем! Некуда ему деться... Вот он!- Копытин, милый, не отставай!- Как же, Глеб Егорыч, "не отставай"? У него мотор втрое... Глеб Егорыч, ещё немного, и мои баллоны не сдюжат! Я сколько раз говорил...- Давай! Давай, отец!..Не время сейчас... После переговорим.- В Сокольники он, гад, рвётся! Там есть, где спрятаться...
К слову, в романе "Эра милосердия" у братьев Вайнеров фигура водителя Фердинанда описана скупо. И если бы Станислав Говорухин строго придерживался задумки авторов, Копытин получился бы, как говорит о нём Жеглов, созданным "по образу и подобию автомобиля". Но Копытин не растворился в этой муровской саге среди четырёх десятков других актёров. Он тут - словно умудрённый опытом глава семейства, отец, хотя и небольшой опергруппы, но с характером, мнением и житейской мудростью. То хмыкнет осуждающе, когда Шарапов попросит Варю Синичкину доложить о выполнении задании: "Дуралей, ты Шарапов... Такая девка, а ты - "пришлите рапорт". На твоём месте я бы сам ей каждый день рапорты отдавал...". А то по-отечески предложит: "Володь, давай я тебя отвезу..." И они поедут сначала в роддом за подкидышем, а потом к Варе, опередившей Шарапова в желании забрать малыша...    


Дошёл до Берлина
Время действия картины Говорухина - послевоенное, трудное. Но играть шофёра, прошедшего горнило Великой Отечественной, Миронову было несложно. Он и сам прошёл всю войну и дошёл до Берлина. Даже до офицерского звания дослужился. Почём фунт лиха, ему рассказывать не надо было. И, может быть, даже ордена и медали на парадном костюме в кадре не бутафорские, а его собственные.
22 июня 1941-го Алексею было всего семнадцать лет, на фронт его не брали. Тогда, как многие мальчишки, он приписал себе лишний год и сразу угодил в самое пекло... Командовал огневым взводом артполка. Воевал на Воронежском, Северо-Западном и 1-м Украинском фронтах. Бился за Москву, Курск, Днепр. Освобождал Украину. Штурмовал Берлин. После Победы продолжил военное дело - служил в Центральной группе войск, преподавал в школе сержантского состава в Вене. И тихонько мечтал о театре, которым был болен с детства. Даром что судьба хладнокровно выписывала свои виражи.    


"...У кино впереди стоит ещё большая задача. Необходимо понять, что война - это был образ жизни. На экране ведь что происходит: мы бьём, нас бьют - и всё. А ведь это настоящий образ жизни! Вы только подумайте: с 41-го по 45-й год я был там! Моя жизнь была там! Причём самые замечательные годы! От этого нельзя отказаться..." - вспоминал актёр.    


Работать локтями не научился
Переехав из смоленской деревушки в Москву, семья Алёши поселилась на Маломосковской улице. Рядом, на Ярославском рынке, был небольшой зверинец с клоуном. И так нравились мальчику его номера, что он тоже загорелся выступать на сцене. Подготовил с одноклассником клоунаду. Их выступление имело успех и первые зрительские аплодисменты. Тогда Алексей записался в школьный театр, где переиграл едва ли не весь репертуар великого драматурга Антона Палыча Чехова. Из школьного театра он попал театральную студию Дома пионеров...
А потом началась война. О мирных мечтах пришлось забыть. Но в 1947-м, уволившись в запас в чине младшего лейтенанта, Алексей Миронов поступил в театральное училище (с 1957 - ГИТИС). Студентом третьего курса уже выходил на сцену Театра Революции, позже посещал лекции Андрея Гончарова, чтобы научиться ставить спектакли...    


Вот только расталкивать конкурентов локтями не научился. И плести интриги не умел. Характер проявлял исключительно в ролях. Если они того требовали. Год после ГИТИСа Алексей Миронов прослужил в калининградском театре, потом перебрался в Мурманск. А в 1953-м вернулся в Москву, чтобы на долгих 35 лет связать творческую жизнь с Театром Советской Армии. И... разочароваться в театре как таковом...


Фельдшер, железнодорожник, продавец рыбок
С кино, к счастью, ничего подобного не случилось. Сниматься Алексей Иванович начал с 1954 года - эпизод в "Молодой гвардии" режиссёра Сергея Герасимова он сыграл будучи студентом. А последнюю свою картину "Свадьба" Павла Лунгина, где Миронов перевоплотился в участкового, - он уже не увидел, поскольку она вышла уже после его смерти. Швейцар Фёдор в "Собачьем сердце", Аникей Елизаров в "Вечном Зове", муж Анисьи в картине "Белый Бим, Чёрное Ухо", Тихон Стрешнев в "Юности Петра", боцман Семисадов в "России молодой", пассажир в фильме "Три тополя на Плющихе"...
Роли были в основном небольшие, часто безымянные: фельдшер, продавец рыбок, железнодорожник, телеграфист, попутчик... Около восьми десятков ролей. Но даже чтобы сыграть крошечный эпизод, Миронов всегда к нему тщательно готовился. Порой импровизировал, придумывал что-то эдакое, запоминающееся, ведь даже у маленького человека в картине есть судьба и свой характер. Не стеснялся и у великого Чарли Чаплина смешное перенять. Например, Гуськову в "Простой истории" режиссёра Юрия Егорова актёр добавил своеобразную походку, сигаретку и подглядывание за купающимися женщинами.    


Он и про Копытина понимал, может быть, больше самих авторов и режиссёра. Чувствовал, что не может шофер-муровец быть отстранённым. Мол, моё дело - баранку крутить, а всё остальное меня не касается. Он разделяет судьбу своих товарищей, находясь в гуще событий. И помалкивать только до поры до времени. Не случайно же милиционеры так любили Алексея Миронова.
Единственной главной роли Миронов дождался только к 67 годам. Это был фильм "Маэстро с ниточкой", который актёр очень ценил. Хотя картина, увы,не стала ни выдающейся, ни любимой зрителями...    


Она ушла к другому, а он - в работу
Личную жизнь Алексея Миронова, как и творческую, особо бурной не назовёшь. С первой супругой он познакомился ещё в ГИТИСе. После окончания театрального училища молодые уехали в Калининград. А вот в Мурманск жена перебираться не пожелала. Пару лет Мироновы прожили врозь. Естественно, их семейная лодка дала течь - жена подобрала Алексею замену. Как говорится - с глаз долой... Миронов же с головой окунулся в работу на новом месте - в театре Советской Армии.
А через шесть лет встретил свою вторую жену Галину Анисимовну, она была музыкантом. Закончила Московскую консерваторию и педагогический институт, и даже Институт марксизма-ленинизма. Театр выделил молодой семье квартиру. Они вырастили сына, дочь, дождались внуков. Сын Володя закончил МИИТ, дочь Елена - Художественное училище имени 1905 года, работала в рекламе. Дети, к счастью отца, по его стопам не пошли. Супруги тихо-мирно прожили 40 лет. И дальше бы жили...    


Но однажды, 10 ноября 1999-го Алексей Иванович выступал перед сотрудниками московской милиции в честь их профессионального праздника. Пел, плясал. А через шесть дней они провожали его в последний путь. Как "своего". Выделили транспорт, венки, эскорт сотрудников. "Старика Копытина", как его с любовью называли в органах, проводили со всеми должными почестями. Алексею Миронову было 75 лет...    


Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Как французы считают до 100 Дореволюционная Россия: производство Агрессивный обочечник с пистолетом из Подмосковья Автомобилистка из Новосибирска продемонстрировала невероятные навыки управления автомобилем На очереди - деревянные автомобили? Хищник Художник набил в общей сложности 76 татуировок различным людям Девушки, умеющие красиво позировать (25 фото) А это море у Анапы сейчас Как из-за напитка «Пепси» начались уличные протесты на Приколы и картинки Фотограф показал закулисье эффектных снимков