Если вы когда-нибудь слышали о песочной терапии, то будьте уверены, что тибетские монахи овладели этой практикой в совершенстве.
Смотреть все фото в галерее
Они часами создают невероятные мандалы из песка, похожие на цветные ковры, однако стены ими не украсишь: эти картины живут крайне мало, их практически сразу уничтожают.
Многообразие мандал
Фактически мандала ― это замкнутая геометрическая конструкция, которая имеет сакральное значение в восточных религиях. Она символизирует место обитания божеств, а в более широком смысле ― это модель нашей Вселенной.
Мандала XIX века, в центре - богиня Праджняпарамита, а вокруг нее ― Будды Медицины. Бутан
Мандала даже лежит в основе древних индуистских алтарей и храмов: ее схему брали за основу во время строительства. Самая простая форма ― это квадрат, внутри которого круг, а в нем, в свою очередь, еще квадраты или круги. Но есть и более сложные мандалы, украшенные духовными узорами и древними символами. Современный рынок, кстати, предлагает нам погрузиться в это древнее искусство, преспокойно его "продавая": сегодня полно раскрасок-мандал. Но мандалы не только рисуют и раскрашивают, их создают из дерева, теста, камня и даже песка. И настоящие специалисты по последним ― это тибетские монахи.
Искусство песочных картин от монахов Тибета
В тибетском искусстве мандалы принято выкладывать из цветного песка. Эта духовная практика получила название dul-tson-kyil-khor, над одной картиной монахи могут работать несколько недель. Предлагаем понаблюдать за этим умиротворяющим действием.
Практику начинают с церемонии открытия: монахи поют мантры, играют на барабанах и флейтах.
Затем они прорисовывают контуры песочной картины, проводя четкие линии.
И только потом начинают высыпать миллионы песчинок.
Для этого есть специальное приспособление, которое называется чакпур (chakpur).
Оно состоит из длинной тончайшей воронки и металлического стержня, которым аккуратно постукивают по воронке.
Едва уловимая вибрация заставляет высыпаться мелкие песчаные частички из кончика воронки.
Рисунок выкладывается от центра к краю, слой за слоем, предельно аккуратно и медленно.
Это очень кропотливая духовная практика, на одну мандалу уходит несколько недель.
Обычно над одной песочной картиной работает четыре монаха.
Интересно, что раньше монахи использовали не песок, а мелкий щебень с добавлением драгоценных камней.
Например, для красного узора использовали рубины, а для синего ― лазурит.
Сегодня же песок просто окрашивают.
Песочная мандала полна мелких и сложных деталей.
Несмотря на то, что над одной картиной работают несколько недель, ее практически сразу разрушают.
Монахи это делают намеренно: она символизирует, что нет ничего вечного.
Песок сметают и собирают в банку, а затем заворачивают в шелковую ткань.
И то, что всего несколько дней назад было изящным рисунком, отвозят на берег реки, тем самым возвращая все в природу.
Они часами создают невероятные мандалы из песка, похожие на цветные ковры, однако стены ими не украсишь: эти картины живут крайне мало, их практически сразу уничтожают.
Фактически мандала ― это замкнутая геометрическая конструкция, которая имеет сакральное значение в восточных религиях. Она символизирует место обитания божеств, а в более широком смысле ― это модель нашей Вселенной.
Мандала даже лежит в основе древних индуистских алтарей и храмов: ее схему брали за основу во время строительства. Самая простая форма ― это квадрат, внутри которого круг, а в нем, в свою очередь, еще квадраты или круги. Но есть и более сложные мандалы, украшенные духовными узорами и древними символами. Современный рынок, кстати, предлагает нам погрузиться в это древнее искусство, преспокойно его "продавая": сегодня полно раскрасок-мандал. Но мандалы не только рисуют и раскрашивают, их создают из дерева, теста, камня и даже песка. И настоящие специалисты по последним ― это тибетские монахи.
В тибетском искусстве мандалы принято выкладывать из цветного песка. Эта духовная практика получила название dul-tson-kyil-khor, над одной картиной монахи могут работать несколько недель. Предлагаем понаблюдать за этим умиротворяющим действием.
Практику начинают с церемонии открытия: монахи поют мантры, играют на барабанах и флейтах.
Затем они прорисовывают контуры песочной картины, проводя четкие линии.
И только потом начинают высыпать миллионы песчинок.
Для этого есть специальное приспособление, которое называется чакпур (chakpur).
Оно состоит из длинной тончайшей воронки и металлического стержня, которым аккуратно постукивают по воронке.
Едва уловимая вибрация заставляет высыпаться мелкие песчаные частички из кончика воронки.
Рисунок выкладывается от центра к краю, слой за слоем, предельно аккуратно и медленно.
Это очень кропотливая духовная практика, на одну мандалу уходит несколько недель.
Обычно над одной песочной картиной работает четыре монаха.
Интересно, что раньше монахи использовали не песок, а мелкий щебень с добавлением драгоценных камней.
Например, для красного узора использовали рубины, а для синего ― лазурит.
Сегодня же песок просто окрашивают.
Песочная мандала полна мелких и сложных деталей.
Несмотря на то, что над одной картиной работают несколько недель, ее практически сразу разрушают.
Монахи это делают намеренно: она символизирует, что нет ничего вечного.
Песок сметают и собирают в банку, а затем заворачивают в шелковую ткань.
И то, что всего несколько дней назад было изящным рисунком, отвозят на берег реки, тем самым возвращая все в природу.