14 июня 2021 года в 01:38

Мог ли крестьянин стать казаком?

В XVII в. крестьянин мог сыграть в замечательную игру под названием "Кто хочет стать казаком". Но путь из землепашца в казаки был не проще, чем путь в 90-х из провинциального ПТУшника в столичного "коммерса".                                    
Автор: Виктор Пепелов
Но перед тем, как рассказать про этот веселый квест, надо подчеркнуть о разнице менталитетов между нашим временем и прежним. О нем не говорят ни учителя, ни научно-популярные блогеры. Даже крестьяне и дворяне девятнадцатого столетия - про них я писал в предыдущих постах - фактически пришельцы с иной планеты, что уж говорить про эпоху Московского Царства, о котором и пойдет речь в этой статье.
Наше время - это торжество популярной психологии: "верь в себя - всего добьешься". Но человек прошлого этого не знал. Мы не знаем менталитет типичного земледельца в 16 и 17 веке из-за отсутствия источников. Но с уверенностью можно сказать: во времена далекие пословица "Где родился там и пригодился" была заповедью. И если в школе я удивлялся, почему во период закрепощения на Дон не сбежало большая часть населения, то сейчас я удивляюсь, что находились вообще уходившие из своих деревенек в степи смельчаки.
Итак, в начале квеста крестьянин должен был свалить из своего Выдропужска и дойти до локации "Дикое Поле". Увы, информации о том, как это было, у нас нет. Можно, конечно, проанализировать какие-нибудь источники, вроде переписных книг, и на этом основании выделить основные потоки ухода населения на Дон. Но это задача для докторской диссертации. Одно ясно - путь был непростым. Общественного транспорта нет, вместо гостиниц сеновалы, либо редкие постоялые дворы.
На Дону новичок получал стартовое звание бурлак и кукиш с маслом. Для того, чтоб стать казаком требовался конь и оружие, а его бесплатно не выдавали. Мой научный руководитель и специалист по социальной истории XVII в. Олег Григорьевич Усенко писал: "Не имея средств к существованию и крыши над головой, они нанимались к зажиточным казакам, зачастую довольствуясь лишь тем, что получали кров и пищу. "Бурлаки" варили соль, ловили рыбу, занимались ремеслом или работали по хозяйству. Многие из них нанимались грузчи­ками и гребцами на торговые суда донских казаков и приезжих купцов...."
Многие бурлаки махали рукой и топали дальше, на Волгу, Терек и Кубань, где возможностей раздобыть себе оружие было побольше. Те же, кто оставался, шли в поход пехотинцами или матросами. После таких квестов "бурлак" переходил в категорию "голутвенных" и допускался на круг, но только как наблюдатель. К голытьбе были близки "озимейные" или "приписанные" казаки. Не имея казачьих прав, они входили в войско и несли тяготы службы наряду со всеми.
Прожив десять лет и более лет на Дону "голутвенный" казак мог стать рядовым, и встать на один уровень с теми, кто там родился. Усенко подмечает: "Различия между "предказаками" были весьма условными, и включение человека в ту или иную категорию часто бывало случайным и целиком зависело от настроения окру­жающих. Столь же условной и субъективной была и грань между "голытьбой" и полноправными казаками. В число последних одни попадали уже года через 2-3 после прихода на Дон, другим на это требова­лось 5-7 лет, а третьи и через 10 лет по-прежнему оставались "бурлаками""
Дальше казак имел шанс быть включённым за подвиги в число лучших и поехать, например, к царю в составе делегации. Или поучаствовать в разделе царского жалования. Ну а потом мог прокачаться до домовитого казака, а то и до "знатного".
Вот только до конца такого квеста доходили далеко не все. Скорее всего, на Дон бегали не столько крестьяне, сколько "боевые холопы", "послужильцы", вроде легендарного Ивана Болотникова.
В XVIII веке Петр Первый провел кучу реформ. Создание рекрутской армии упразднило само понятие военных холопов (кроме личных слуг офицеров), а казачья вольница была прижата после восстания Булавина. При Екатерине Великой, после "пугачевщины" казаков окончательно подчинили, и бежать к ним уже не получалось.    





Рисунок из книги одного из первых исследователей казачества, А. И. Ригельмана, "История, или повествование о Донских казаках, отколь и когда они начало своё имеют, и в какое время и из каких людей на Дону поселились, какие их были дела и чем прославились и проч., собранная и составленная из многих вернейших российских и иностранных историков, летописей, древних дворцовых записей и из журнала Петра Великого".    
Но перед тем, как рассказать про этот веселый квест, надо подчеркнуть о разнице менталитетов между нашим временем и прежним. О нем не говорят ни учителя, ни научно-популярные блогеры. Даже крестьяне и дворяне девятнадцатого столетия - про них я писал в предыдущих постах - фактически пришельцы с иной планеты, что уж говорить про эпоху Московского Царства, о котором и пойдет речь в этой статье.
Наше время - это торжество популярной психологии: "верь в себя - всего добьешься". Но человек прошлого этого не знал. Мы не знаем менталитет типичного земледельца в 16 и 17 веке из-за отсутствия источников. Но с уверенностью можно сказать: во времена далекие пословица "Где родился там и пригодился" была заповедью. И если в школе я удивлялся, почему во период закрепощения на Дон не сбежало большая часть населения, то сейчас я удивляюсь, что находились вообще уходившие из своих деревенек в степи смельчаки.
Итак, в начале квеста крестьянин должен был свалить из своего Выдропужска и дойти до локации "Дикое Поле". Увы, информации о том, как это было, у нас нет. Можно, конечно, проанализировать какие-нибудь источники, вроде переписных книг, и на этом основании выделить основные потоки ухода населения на Дон. Но это задача для докторской диссертации. Одно ясно - путь был непростым. Общественного транспорта нет, вместо гостиниц сеновалы, либо редкие постоялые дворы.
На Дону новичок получал стартовое звание бурлак и кукиш с маслом. Для того, чтоб стать казаком требовался конь и оружие, а его бесплатно не выдавали. Мой научный руководитель и специалист по социальной истории XVII в. Олег Григорьевич Усенко писал: "Не имея средств к существованию и крыши над головой, они нанимались к зажиточным казакам, зачастую довольствуясь лишь тем, что получали кров и пищу. "Бурлаки" варили соль, ловили рыбу, занимались ремеслом или работали по хозяйству. Многие из них нанимались грузчи­ками и гребцами на торговые суда донских казаков и приезжих купцов...."
Многие бурлаки махали рукой и топали дальше, на Волгу, Терек и Кубань, где возможностей раздобыть себе оружие было побольше. Те же, кто оставался, шли в поход пехотинцами или матросами. После таких квестов "бурлак" переходил в категорию "голутвенных" и допускался на круг, но только как наблюдатель. К голытьбе были близки "озимейные" или "приписанные" казаки. Не имея казачьих прав, они входили в войско и несли тяготы службы наряду со всеми.
Прожив десять лет и более лет на Дону "голутвенный" казак мог стать рядовым, и встать на один уровень с теми, кто там родился. Усенко подмечает: "Различия между "предказаками" были весьма условными, и включение человека в ту или иную категорию часто бывало случайным и целиком зависело от настроения окру­жающих. Столь же условной и субъективной была и грань между "голытьбой" и полноправными казаками. В число последних одни попадали уже года через 2-3 после прихода на Дон, другим на это требова­лось 5-7 лет, а третьи и через 10 лет по-прежнему оставались "бурлаками""
Дальше казак имел шанс быть включённым за подвиги в число лучших и поехать, например, к царю в составе делегации. Или поучаствовать в разделе царского жалования. Ну а потом мог прокачаться до домовитого казака, а то и до "знатного".
Вот только до конца такого квеста доходили далеко не все. Скорее всего, на Дон бегали не столько крестьяне, сколько "боевые холопы", "послужильцы", вроде легендарного Ивана Болотникова.
В XVIII веке Петр Первый провел кучу реформ. Создание рекрутской армии упразднило само понятие военных холопов (кроме личных слуг офицеров), а казачья вольница была прижата после восстания Булавина. При Екатерине Великой, после "пугачевщины" казаков окончательно подчинили, и бежать к ним уже не получалось.    
Рисунок из книги одного из первых исследователей казачества, А. И. Ригельмана, "История, или повествование о Донских казаках, отколь и когда они начало своё имеют, и в какое время и из каких людей на Дону поселились, какие их были дела и чем прославились и проч., собранная и составленная из многих вернейших российских и иностранных историков, летописей, древних дворцовых записей и из журнала Петра Великого".    
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Лесоруб едва не устроил в кафе Потрясающие миниатюры, которые показывают всю сложность позиционной войны в Первую мировую Когда нашел у своей жены 22 любопытных сравнения, которые расставят точки над «i» в спорных вопросах Госдума запретила школьникам пользоваться телефонами на уроках Качка на корабле В Самаре парень с банданой на лице устроил охоту на «умные» домофоны Приколы и картинки 29.12.2023 Интересная практика Чудики из социальных сетей 23.07.22 В Москве появилась услуга «Девушка на 23 февраля» Жизнь жирафа начинается с падений