Viva Braslav - по-настоящему долгожданное событие для страны. В 2020-м его подкосил коронавирус, но спустя год ребята собрали все свои силы и таки дали жару. Ажиотаж в соцсетях начинается за несколько недель до старта мероприятия: люди ищут попутчиков и билеты. Ну и куда же без перипетий в день открытия фестиваля: льет дождь. Он пытается завершить то, что начала пандемия, и сорвать мероприятие, но не понимает, что напал не на тех ребят. Люди приехали из разных уголков не то что Беларуси, но даже России, за 12 тыс. километров, и часовой дождь для них не помеха. Посмотрели, как гремят, шумят и танцуют в первый день крупнейшего опен-эйра страны.
В пять часов вечера пятницы парковка рядом с площадкой фестиваля уже практически занята автомобилями. Тут же люди ставят палатки - сегодня этот контингент ограничивается автопати. Мясо жарят здесь же, несмотря на то что сотрудники МЧС с огнетушителями просят с огнем покончить. Ушлые водители пытаются подъехать поближе, но это поворот не туда. Дальше дорога просто обрывается, и нужно идти пешком примерно километр - вроде не так много, но если учесть груз в виде палаток, еды, воды и спальников, то появляется мысль "А не обосноваться ли мне здесь?". Так вырастает палаточный городок-самострой.
Люди ставят палатки вдоль трассы и огораживают свои участки сигнальной лентой. Тут располагаются те, кто не захотел существовать на официальном кемпинге. За это не гоняют. В этих местах особо полюбили "Бутырку" и "Ленинград", изредка слышны выкрики "Тагил!". Выделив отдельное место для колонок и светомузыки, ребята объединяют столы, ставят кругом палатки (кажется, что, побродив по окрестностям, можно и на лобное место из "Дома-2" наткнуться), знакомятся и отрываются на полную мощь. Атмосфера волшебная.
Кемпинг - палаточный городок фестиваля. Очередь собирается человек из 50, охранник проверяет содержимое сумок. Увидит стекло, больше литра пива или полулитра воды - сильно расстроится и попросит ликвидировать на месте, еще и посмотрит равнодушно. Что дает кемпинг? Во-первых, тут можно поставить палатку и спать в горизонтальном положении, чего не могут позволить себе жители паркинга, которые спят в машинах. Во-вторых, можно жарить мясо без угрызений совести, причем коллективно. Дрова здесь же, как и куча профессионалов-советчиков. В-третьих, есть доступ к озеру, душу, туалету и нескольким торговым точкам.
- Эти буйки - они вообще беспонтово поставлены: посмотрите, возле них людям воды по пояс, - рассказывает девушка, обтираясь полотенцем. - Вода супер, теплая, из минусов можно выделить расстояние, которое нужно пройти до начала глубины: это реально много, идти устанешь.
На площадке фестиваля столько шатров, палаток, сцен, ведущих и звуков, что глаз не может за что-то ухватиться: слева ребята играют в пляжный волейбол, справа проходит танцевальный мастер-класс, а позади люди все еще верят, что могут выиграть на аттракционах из серии "пролезь по лестнице - выиграй 100 рублей" (таких тут очень много). Люди выкручивают друг другу руки в армрестлинге, набивают брюхо чебуреками и пробивают мячом "девятку" за призы.
Фуд-корт на опен-эйре удивлял скорее стоимостью еды и масштабом, нежели ассортиментом. Шаурма, шашлыки, кукуруза, один вид пива, блины, бургеры и овощи - все это мы видим на любом городском пикнике. За 100 граммов шашлыка тут просят 4,5-4,7 рубля, шаурма - 8-8,5 рубля за полкило, бургеры - по 13, пиво - 4,5, питьевая вода - по 2-4.
Основная масса людей подтягивается к восьми вечера - именно в это время у каждой точки активности собираются огромные очереди. В месте под названием "Колизей" гладиаторы месят песок под мелодичные звуки станков да роботов - короче, под электронику. Здешний батут с драконом еще не научился летать, как его собрат из Александрии, а для знакомства людей с воздушной стихией установлен аттракцион Black Star, который, помимо веселья, привез Тимати - правда, в виде граффити.
Украинский артист Monatik не смог приехать из-за коронавируса, предупредив об этом организаторов за два дня до фестиваля, когда некоторая часть посетителей уже жила в палатках на месте. Организаторы кое-как выкрутились, обзвонив практически всех представителей российского и украинского шоубиза, - к лайнапу присоединились Кравц и Mary Gu.
В пятницу публика отрывается под Matrang и его "Медузу" - да что там публика, даже стоящий за забором сотрудник МЧС шевелит губами и пританцовывает. Леша Свик, исполнитель популярных треков "Дым", "Малиновый свет" и "Я хочу танцевать", раскачивает зал уже на закате. С особым нетерпением тут ждут выступления Zivert с ее знаменитыми хитами Life, "Анестезия" и "Чак". Конечно же, в перерывах тут включают Коржа и Меладзе, от чего люди продолжают движ, несмотря на 30-минутные паузы между выступлениями артистов.
С Ольгой мы встречаемся в VIP-зоне. Она с друзьями в Браславе с четверга и делится с нами впечатлением от фестиваля.
- Мы в четверг, как закончили работать, сразу поехали на Браслав, а пятницу просто взяли за свой счет. Снимаем домик в городе за $150 в сутки, там нас живет 11 человек, поэтому по деньгам выходит нормально. Из музыкантов я тут никого не знаю, не слушаю такое, но, глядя на людей, вижу, что кто-то подпевает и знает репертуар артистов.
Организация - она тут очень хорошая. Нигде нет очередей, а если и есть скопление людей, все проходит максимально быстро. Есть чему поучиться.
Наверное, люди подумали, что на фуд-корте будут большие очереди и всех желающих спасти от голода не удастся, по крайней мере быстро, поэтому брали с собой кучу мяса, упаковки воды и алкоголя. Но проблема вылезла откуда не ждали: пиво дало о себе знать уже на выходе из организма, из-за чего места в общей очереди в туалет можно было продавать.
Олега и Евгения Лабуть трудно застать без дела. Молодые братья, организаторы всего этого чуда, постоянно решают какие-то нештатные ситуации то на кемпинге, то на площадке фестиваля, то с артистами, а в телефоны, которые разрываются от звонков, даже не смотрят.
- По первоначальным прогнозам, мы превзойдем 2019 год, соберем где-то 25-30 тыс. человек, - рассказывают братья. - Организовать такой опен-эйр - дело непростое. Ты никогда не сможешь сделать что-то подобное, обучаясь по видео в интернете, тренингам или учебникам - все методом проб и ошибок. Тогда ты поймешь, что проблемы вылазят там, откуда их совершенно не ждут. Коронавирус очень сильно усложнил нам жизнь - как в части организации, так и в плане стоимости, поскольку артистам нужны ПЦР-тесты, билеты на самолеты часто разбираются или их приходится отменять, плюс перевозка оборудования.
На фестиваль мы потратили примерно миллион рублей, но более точно скажем позже. Будет ли Viva Braslav в 2022 году? Не знаю, дайте эти сутки пережить. В сравнении с прошлыми фестивалями тут мы даже немного высыпаемся - благодаря классной и профессиональной команде, за что им большое спасибо.
С наступлением темноты в небо запускают единичные залпы салюта, музыка продолжает доноситься до двух утра, но вот что происходит на паркинге... Там люди веселятся всю ночь напролет, шествие возглавляют "КиШ", "Ляпис" и какое-то танцевальное "туц-туц". Пока ребята отсыпаются, а организаторы готовятся к самому тяжелому и незабываемому дню, упомянем обязательные к посещению активности на субботу: выбрать мисс Viva Braslav, побывать на конкурсе мокрых маек, заняться-таки йогой (к тому же она тут пивная), танцевать и плясать до победы - а она уж точно наступит не раньше четырех утра, как и запланировано.onliner.by