На знаменитом озере Титикака есть крошечный остров под названием Такеле, где все мужчины вяжут шапки. Более того, именно по умению вязать здесь определяется "крутость" мужчин, а женщины, выбирая мужа, в первую очередь смотрят именно на шапки, связанные потенциальным избранником.
Смотреть все фото в галерее
Мужчина острова Такеле за свой главной работой - вязанием
Одна из местных традиций - наливать в эти шапки воду. Всё просто - так будущий тесть определяет качество изделия, вышедшего из-под спиц избранника его дочери. Если вязка плотная, то вода в шапке может запросто держаться, не выливаясь, до получаса. Такой шапкой можно и воды домой натаскать, если что - хотя такой традиции здесь, конечно, нет.
Чулло - своего рода "визитная карточка" её владельца. По рисункам на шапке, например, можно узнать принадлежность мужчины к одной из шести деревень-общин, которые располагаются на этом острове, и к определённой семье.
Даже если мальчик ещё не может вязать, чулло он уже должен носить
По шапке сразу понятен и семейный статус мужчины (а то как бы местные девушки ещё узнали, что он свободен). В общем, символы, которые изображаются на чулло, могут говорить о самых разных вещах.
Так жители острова выращивают картофель, кукурузу, бобы и ячмень, причём по очереди. Точно также они разводят и животных - альпака, овец, морских свинок, кур и свиней, и ловят рыбу. Информация о том, чем конкретно из всего этого и когда занимается мужчина, попадает на его шапку.
Мужчины острова Такеле дружно вяжут себе шапки
Этот "алфавит", как и секреты мастерства, передаются из поколения в поколение - от отца к сыну, мальчиков начинают учить искусству вязания с 5-6 лет. Есть и отдельная традиция, связанная с женитьбой молодых людей - их родственники дарят им особые красные чулло, которые являются знаком посвящения во взрослую жизнь.
Остров Такеле относится к Перу и он долгое время был практически отрезан от материка, что позволило сохранить древние традиции, начало которых надо искать ещё во временах инков.
Перу, озеро Титикака, остров Такеле на карте
Считается, что у инков были аналогичные шапки, но по ним можно было понять только то, к какому племени относятся их "носители". И при этом, согласно местным преданиям, традиция делать чулло именно в том виде, в котором такелийцы делают их сегодня, возникла после прихода сюда испанцев в 1535 году - у европейцев были белые шапки с ушными накладками, которые и стали прототипом местных чулло.
В узорах нынешних чулло информации, конечно, больше, чем вмещалось на шапки инков и тем более испанцев.
Такелиец демонстрирует узоры на шапке, которую он вяжет
Что интересно, при этом полностью одинаковых шапок никто никогда не делает. Чулло могут отличаться узором, цветом, формой и даже, судя по всему, длиной "ушей". Кроме того, шапки получают отдельные "украшательства" - кисточки на уши и разноцветные помпоны, которые также имеют свой смысл.
Кстати, в качестве рабочего инструмента мужчины используются шипы кактуса, хотя некоторые уже перешли на велосипедные спицы, которые оказались очень удобными для вязания.
Так выглядят чулло и чумпи на мужчине острова Такеле
Наряду с вязанием здесь чтут и искусство ткать - но этим занимаются исключительно женщины, причём до сих пор используют ткацкие станки, которые существовали ещё до прихода в эти земли испанцев.
Одним из ярких примером ткацкого мастерства являются так называемые чумпи - особые широкие узорчатые пояса. Их также называют пояс-календарь, поскольку традиционный дизайн чумпи подразумевает деление на 12 блоков, соответствующих месяцам года - информация в них так или иначе связана с соответствующим сезоном.
Женщины острова Такеле прядут шерсть
Есть у этих поясов и одна важная "интимная" особенность - в ткань этого пояса, который носят мужчины, а ткут исключительно женщины - вплетаются женские волосы. Если речь о неженатом молодом человеке - это волосы матери, а если мужчина успел вступить в брак - волосы жены.
В остальном "язык" чулло и чумпи одинаков. Скажем, у каждой общины есть свой символ-цветок, по изображению которого сразу понятно, откуда человек. Или в орнамент может быть включён символ в виде двуглавой змеи - это знак ожидания смерти в семье.
Незамысловатый "ткацкий станок", на котором женщины Такеле ткут ткани
А недавно такелийцы добавили в свою "азбуку" новый символ. Говорят, первым его использовал мальчик, который только начал постигать местное мужское искусство вязания. Он изобразил на чулло круг с щупальцами - этот символ стал обозначать известный вирус, который, к сожалению, не прошёл и мимо Такеле.
Остров не смог уберечься от болезни и был полностью закрыт для посещений на целый год. Этот год, проведённый в вынужденном "режиме робинзонов", для такелийцев, которых на острове живёт менее полутора тысяч человек, прошёл очень тяжело.
Продажа чулло и чумпи на Такеле шла очень неплохо, пока остров был открыт для туристов
Ведь они уже сделали туризм - а Такеле является в Южной Америке довольно популярным туристическим направлением - значимым и доходным для себя делом. К слову, специалисты из ЮНЕСКО ещё в 2008 году включили "местные промыслы" в специальный список нематериального культурного наследия человечества, чем подхлестнули интерес к маленькому острову.
В этом же году жителям острова Такиле пришлось вернуться в прошлое, когда выживание зависело исключительно от урожая на полях, рыбной ловли и разведения животных.
Одна из деревень острова Такиле
Мужчина острова Такеле за свой главной работой - вязанием
Одна из местных традиций - наливать в эти шапки воду. Всё просто - так будущий тесть определяет качество изделия, вышедшего из-под спиц избранника его дочери. Если вязка плотная, то вода в шапке может запросто держаться, не выливаясь, до получаса. Такой шапкой можно и воды домой натаскать, если что - хотя такой традиции здесь, конечно, нет.
Чулло - своего рода "визитная карточка" её владельца. По рисункам на шапке, например, можно узнать принадлежность мужчины к одной из шести деревень-общин, которые располагаются на этом острове, и к определённой семье.
Даже если мальчик ещё не может вязать, чулло он уже должен носить
По шапке сразу понятен и семейный статус мужчины (а то как бы местные девушки ещё узнали, что он свободен). В общем, символы, которые изображаются на чулло, могут говорить о самых разных вещах.
Так жители острова выращивают картофель, кукурузу, бобы и ячмень, причём по очереди. Точно также они разводят и животных - альпака, овец, морских свинок, кур и свиней, и ловят рыбу. Информация о том, чем конкретно из всего этого и когда занимается мужчина, попадает на его шапку.
Мужчины острова Такеле дружно вяжут себе шапки
Этот "алфавит", как и секреты мастерства, передаются из поколения в поколение - от отца к сыну, мальчиков начинают учить искусству вязания с 5-6 лет. Есть и отдельная традиция, связанная с женитьбой молодых людей - их родственники дарят им особые красные чулло, которые являются знаком посвящения во взрослую жизнь.
Остров Такеле относится к Перу и он долгое время был практически отрезан от материка, что позволило сохранить древние традиции, начало которых надо искать ещё во временах инков.
Перу, озеро Титикака, остров Такеле на карте
Считается, что у инков были аналогичные шапки, но по ним можно было понять только то, к какому племени относятся их "носители". И при этом, согласно местным преданиям, традиция делать чулло именно в том виде, в котором такелийцы делают их сегодня, возникла после прихода сюда испанцев в 1535 году - у европейцев были белые шапки с ушными накладками, которые и стали прототипом местных чулло.
В узорах нынешних чулло информации, конечно, больше, чем вмещалось на шапки инков и тем более испанцев.
Такелиец демонстрирует узоры на шапке, которую он вяжет
Что интересно, при этом полностью одинаковых шапок никто никогда не делает. Чулло могут отличаться узором, цветом, формой и даже, судя по всему, длиной "ушей". Кроме того, шапки получают отдельные "украшательства" - кисточки на уши и разноцветные помпоны, которые также имеют свой смысл.
Кстати, в качестве рабочего инструмента мужчины используются шипы кактуса, хотя некоторые уже перешли на велосипедные спицы, которые оказались очень удобными для вязания.
Так выглядят чулло и чумпи на мужчине острова Такеле
Наряду с вязанием здесь чтут и искусство ткать - но этим занимаются исключительно женщины, причём до сих пор используют ткацкие станки, которые существовали ещё до прихода в эти земли испанцев.
Одним из ярких примером ткацкого мастерства являются так называемые чумпи - особые широкие узорчатые пояса. Их также называют пояс-календарь, поскольку традиционный дизайн чумпи подразумевает деление на 12 блоков, соответствующих месяцам года - информация в них так или иначе связана с соответствующим сезоном.
Женщины острова Такеле прядут шерсть
Есть у этих поясов и одна важная "интимная" особенность - в ткань этого пояса, который носят мужчины, а ткут исключительно женщины - вплетаются женские волосы. Если речь о неженатом молодом человеке - это волосы матери, а если мужчина успел вступить в брак - волосы жены.
В остальном "язык" чулло и чумпи одинаков. Скажем, у каждой общины есть свой символ-цветок, по изображению которого сразу понятно, откуда человек. Или в орнамент может быть включён символ в виде двуглавой змеи - это знак ожидания смерти в семье.
Незамысловатый "ткацкий станок", на котором женщины Такеле ткут ткани
А недавно такелийцы добавили в свою "азбуку" новый символ. Говорят, первым его использовал мальчик, который только начал постигать местное мужское искусство вязания. Он изобразил на чулло круг с щупальцами - этот символ стал обозначать известный вирус, который, к сожалению, не прошёл и мимо Такеле.
Остров не смог уберечься от болезни и был полностью закрыт для посещений на целый год. Этот год, проведённый в вынужденном "режиме робинзонов", для такелийцев, которых на острове живёт менее полутора тысяч человек, прошёл очень тяжело.
Продажа чулло и чумпи на Такеле шла очень неплохо, пока остров был открыт для туристов
Ведь они уже сделали туризм - а Такеле является в Южной Америке довольно популярным туристическим направлением - значимым и доходным для себя делом. К слову, специалисты из ЮНЕСКО ещё в 2008 году включили "местные промыслы" в специальный список нематериального культурного наследия человечества, чем подхлестнули интерес к маленькому острову.
В этом же году жителям острова Такиле пришлось вернуться в прошлое, когда выживание зависело исключительно от урожая на полях, рыбной ловли и разведения животных.
Одна из деревень острова Такиле