29 ноября 2021 года в 04:00

Экспедиция Шеклтона в Антарктиду: одна из величайших историй выживания, 1914-1917 гг

В августе 1914 года британский полярный исследователь Эрнест Шеклтон поднялся на борт корабля "Эндьюранс" и отправился в Антарктиду. Экспедиция ставила своей целью совершить первый наземный переход через антарктический материк. Но суровые природные условия внесли свои коррективы в этот план.                                    





Смотреть все фото в галерее
План Шеклтона состоял в том, чтобы плыть к морю Уэдделла, высадиться у залива Фазель и перезимовать там, чтобы подготовиться к трансконтинентальному пешему переходу через Южный полюс к морю Росса. Второй отряд экспедиции, группа поддержки со стороны моря Росса, тем временем создаст лагерь в проливе Мак-Мердо, а оттуда через шельфовый ледник Росса к подножию ледника Бердмор проложит несколько складов снабжения.
Эти склады будут необходимы для выживания отряда Шеклтона, поскольку группа не сможет нести достаточно продовольствия для всего перехода. Экспедиции потребовалось два корабля: "Эндьюранс" под командованием Шеклтона для первого отряда и "Аврора" под командованием Энеаса Макинтоша для второго.
Также были запланированы исследовательские поездки на санях для групп, отправляющихся с основной базы, и для другой группы, которая должна была оставаться на базе и выполнять различные научные работы.    
Восход солнца над "Эндьюранс"


×
Эрнест Шеклтон, руководитель Имперской трансантарктической экспедиции


Шеклтон назвал свою новую экспедицию Имперской трансантарктической экспедицией, потому что  чувствовал, что "не только мы, островитяне, но и обитатели всех земель, живущих под сенью „Юнион Джека" - наши родственники, будут рады помочь в реализации программы исследований".
Возможно, это просто легенда, но рассказывают, что Шеклтон разместил во всех лондонских газетах объявление, в котором говорилось: "Требуются люди для участия в рискованном путешествии. Маленькое жалованье, пронизывающий холод, долгие месяцы полной темноты, постоянная опасность, благополучное возвращение сомнительно. В случае успеха - честь и признание. Сэр Эрнест Шеклтон". Он получил более 5000 заявок на участие в экспедиции. В конце концов, экипажи двух отрядов ("Море Уэддела" и "Море Росса") были укомплектованы - в них входило по 28 человек.    
Фотограф Фрэнк Херли


В качестве своего заместителя Шеклтон выбрал Фрэнка Уайлда, который был с ним в экспедициях "Дискавери" и "Нимрод". Капитаном "Эндьюранс" был назначен Фрэнк Уорсли, который утверждал, что подал заявку на участие в экспедиции, узнав об этом во сне.
Том Крин, который был награжден медалью Альберта за спасение жизни лейтенанта Эдварда Эванса в экспедиции на Терра Нова, ушел из Королевского флота, чтобы стать вторым помощником на "Эндьюранс"; третьим помощником стал Альфред Читэм, еще один опытный полярник.
Двое ветеранов экспедиции "Нимрода" были прикомандированы к отряду "Моря Росса": Макинтош, который им командовал, и Эрнест Джойс. Шеклтон надеялся, что "Аврора" будет укомплектована флотом, и просил Адмиралтейство предоставить офицеров и солдат, но получил отказ. После рассмотрения дела Шеклтон получил одного офицера из Королевской морской пехоты, капитана Томаса Орд-Лиса, который был суперинтендантом физической подготовки на тренировочной базе морской пехоты.
В состав шести сопровождающих "Эндьюранс" научных сотрудников входили два хирурга, Александр Маклин и Джеймс Макилрой; геолог Джеймс Уорди; биолог Роберт Кларк; физик Реджинальд У. Джеймс; и Леонард Хасси, метеоролог. За визуальный отчет об экспедиции отвечали ее фотограф и кинооператор Фрэнк Херли и художник Джордж Марстон.    
Третий помощник Альфред Читэм регулирует сигнальные флаги "Эндьюранс"


8 августа "Эндьюранс" отправился в Антарктику через Буэнос-Айрес и субантарктический остров Южная Георгия, где находилась норвежская китобойная станция.
5 ноября 1914 года они прибыли в Южную Георгию. Шеклтон многое узнал от капитанов китобойного промысла об условиях между этим местом и морем Уэдделла, что указывало на то, что это был особенно тяжелый ледовый год.
План состоял в том, чтобы потратить всего несколько дней на сбор припасов, но вместо этого "Эндьюранс" оставался в Южной Георгии в течение месяца. В дополнение к обычным запасам взяли еще угля, ожидая дополнительной нагрузки на двигатели при прохождении через паковые льды от моря Уэдделла до Антарктического континента. Также взяли дополнительные припасы и одежду - на тот случай, если кораблю придется перезимовать во льдах, пойманным в ловушку в море Уэддела. Экспедиция покинула Южную Георгию 5 декабря 1914 года.    
След, оставленный "Эндьюранс" во льдах моря Уэдделла


Так и вышло - "Эндьюранс" оказался в ловушке льда в заливе Фазель. Слишком далеко от суши, чтобы попытаться переправиться, поэтому было принято решение перезимовать на своем корабле, а затем попытаться выполнить миссию весной.
После месяцев ожидания стало ясно, что придется отказаться как от своего плана отложенной экспедиции, так и от своего корабля. Лед разрушил корпус "Эндьюранс" и корабль не подлежал ремонту; по мере таяния льда он бы неизбежно затонул. У полярников появилась новая цель - благополучно добраться домой.
"Эндьюранс" затонул подо льдом и водами моря Уэдделла 21 ноября 1915 года. Люди успели вынести с него спасательные шлюпки, и столько вещей и припасов, сколько смогли (включая драгоценный фотоархив Фрэнка Херли), прежде чем корабль исчез.    
Экипаж пытается расчистить путь для "Эндьюранс"


28 человек экспедиции теперь были изолированы на дрейфующем паковом льду в сотнях километров от суши, без корабля, без средств связи с внешним миром и с ограниченными запасами еды.
Что было хуже, так это то, что наступила антарктическая весна и началось таяние льда. 20 декабря Шеклтон решил, что пришло время покинуть их лагерь и отправиться на запад к ближайшей земле - острову Паулет. Но оказалось, что за полгода покров сдвинулся и теперь ближе всего к ним остров Элефант, до него 48 километров. Отряд отправился в плавание, с оптимизмом ожидая, что доберутся до острова в тот же день. Однако их сбило с курса течением и теперь они оказались в 100 км от суши. Чтобы в итоге добраться до острова Элефант, понадобилось еще 7 дней пути на шлюпках.
Этот остров - пустынная замерзшая скала. Но люди танцевали от радости, когда наконец добрались туда, ведь прошло 497 дней с тех пор, как они в последний раз ступали на сушу. Следующую зиму они планировали провести на острове, а весной дождаться, когда мимо будет проплывать какое-нибудь китобойное судно, которое спасет их. Но Шеклтон подсчитал имеющиеся запасы и возможности, и вынес вердикт: еды не хватит. Если остаться на зимовку, люди умрут от голода.    


И Шеклтон решился на последний отчаянный шаг. Он взял 5 человек и отправился в одной из шлюпок к острову Южная Георгия (путь до которого составлял 1300 км) в поисках помощи. Если бы эта попытка не увенчалась успехом - погибла бы вся команда. Но мини-отряду Шеклтона удалось добраться до Южной Георгии, путем неимоверных усилий. Они добрались до суши, а затем трое из них, у кого еще оставались силы, пошли пешком и добрались до норвежской китобойной базы. Оттуда был отправлен моторный катер, на котором спасли трех человек, оставшихся в шлюпке. А затем Шеклтон организовал спасение людей, оставшихся на острове Элефант. Это удалось далеко не сразу - паковые льды не давали подойти к острову. Потребовалось 3 месяца и четыре попытки, чтобы спасти людей с острова. 30 августа 1916 года все 22 человека, остававшиеся на острове Элефант, были спасены.
"Настроение Шеклтона было удивительно неудержимым, учитывая душераздирающие неудачи, с которыми ему пришлось мириться, и крушение всех его надежд", - вспоминал Фрэнк Уорсли (капитан "Эндьюранс").
Ни один из 28 членов отряда "Море Уэддела", который вел Шеклтон, не погиб. И хотя "Эндьюранс" был потерян из-за морского льда, шлюпка, на которой Шеклтон отправился за помощью, была возвращена в Англию и сохранилась до наших дней в лондонском Далвич-колледже, став живым напоминанием о выдающемся мужестве в эпоху героических исследований.    




Джон Винсент, боцман, чинит сеть на "Эндьюранс"


Корабль, скованный льдом


Экипаж выводит собак на лед


Физик Реджинальд Джеймс у своей обсерватории


Фотограф Фрэнк Херли делает снимок под большим углом


Фрэнк Уорсли, капитан корабля "Эндьюранс"


Штурман Хуберт Хадсон с птенцами императорских пингвинов


Второй помощник Том Крин со щенками ездовых собак


Чарльз Грин, повар, снимает шкуру с пингвина, чтобы приготовить его на ужин


Фрэнк Уайлд, заместитель командира


Лайонел Гринстрит, первый помощник


Вечерние развлечения в на борту "Эндьюранс"


Турнир по стрижке


Такелаж, покрытый инеем


На рассвете




Экипаж коротает время за игрой во время вынужденной стоянки


Футбол на льду


"Эндьюранс" ночью, при свете фонаря


Субботний вечерний тост "За жен и любимых!"


Биолог Роберт Кларк и геолог Джеймс Уорди в своей каюте


Экипаж собирает свежий лед, чтобы получить из него воду




Ездовая собака по кличке Старина Боб


Ездовая собака по кличке Волчара


Шеклтон и Уайлд среди гребней паковых (многолетних) льдов


Херли и Шеклтон




"Ледяные цветы" на поле пакового льда


Джеймс Уорди, Альфред Читэм и Александр Маклин драят полы


Джордж Марстон, художник




Крен корабля из-за сжимающих его льдов


Гибель "Эндьюранс"




Фрэнк Уайлд, заместитель командира, созерцает крушение "Эндьюранс"


Собачьи упряжки пробираются сквозь снег и лед


Члены экипажа тянут одну из спасательных шлюпок по льду после потери корабля


Пляж на острове Элефант, где разбила лагерь экспедиция


Шлюпка с командой из шести человек отправляется в плавание с острова Элефант с миссией достичь острова Южная Георгия


Оставшиеся на берегу машут рукой на прощание


План Шеклтона состоял в том, чтобы плыть к морю Уэдделла, высадиться у залива Фазель и перезимовать там, чтобы подготовиться к трансконтинентальному пешему переходу через Южный полюс к морю Росса. Второй отряд экспедиции, группа поддержки со стороны моря Росса, тем временем создаст лагерь в проливе Мак-Мердо, а оттуда через шельфовый ледник Росса к подножию ледника Бердмор проложит несколько складов снабжения.
Эти склады будут необходимы для выживания отряда Шеклтона, поскольку группа не сможет нести достаточно продовольствия для всего перехода. Экспедиции потребовалось два корабля: "Эндьюранс" под командованием Шеклтона для первого отряда и "Аврора" под командованием Энеаса Макинтоша для второго.
Также были запланированы исследовательские поездки на санях для групп, отправляющихся с основной базы, и для другой группы, которая должна была оставаться на базе и выполнять различные научные работы.    
Шеклтон назвал свою новую экспедицию Имперской трансантарктической экспедицией, потому что  чувствовал, что "не только мы, островитяне, но и обитатели всех земель, живущих под сенью „Юнион Джека" - наши родственники, будут рады помочь в реализации программы исследований".
Возможно, это просто легенда, но рассказывают, что Шеклтон разместил во всех лондонских газетах объявление, в котором говорилось: "Требуются люди для участия в рискованном путешествии. Маленькое жалованье, пронизывающий холод, долгие месяцы полной темноты, постоянная опасность, благополучное возвращение сомнительно. В случае успеха - честь и признание. Сэр Эрнест Шеклтон". Он получил более 5000 заявок на участие в экспедиции. В конце концов, экипажи двух отрядов ("Море Уэддела" и "Море Росса") были укомплектованы - в них входило по 28 человек.    
В качестве своего заместителя Шеклтон выбрал Фрэнка Уайлда, который был с ним в экспедициях "Дискавери" и "Нимрод". Капитаном "Эндьюранс" был назначен Фрэнк Уорсли, который утверждал, что подал заявку на участие в экспедиции, узнав об этом во сне.
Том Крин, который был награжден медалью Альберта за спасение жизни лейтенанта Эдварда Эванса в экспедиции на Терра Нова, ушел из Королевского флота, чтобы стать вторым помощником на "Эндьюранс"; третьим помощником стал Альфред Читэм, еще один опытный полярник.
Двое ветеранов экспедиции "Нимрода" были прикомандированы к отряду "Моря Росса": Макинтош, который им командовал, и Эрнест Джойс. Шеклтон надеялся, что "Аврора" будет укомплектована флотом, и просил Адмиралтейство предоставить офицеров и солдат, но получил отказ. После рассмотрения дела Шеклтон получил одного офицера из Королевской морской пехоты, капитана Томаса Орд-Лиса, который был суперинтендантом физической подготовки на тренировочной базе морской пехоты.
В состав шести сопровождающих "Эндьюранс" научных сотрудников входили два хирурга, Александр Маклин и Джеймс Макилрой; геолог Джеймс Уорди; биолог Роберт Кларк; физик Реджинальд У. Джеймс; и Леонард Хасси, метеоролог. За визуальный отчет об экспедиции отвечали ее фотограф и кинооператор Фрэнк Херли и художник Джордж Марстон.    
8 августа "Эндьюранс" отправился в Антарктику через Буэнос-Айрес и субантарктический остров Южная Георгия, где находилась норвежская китобойная станция.
5 ноября 1914 года они прибыли в Южную Георгию. Шеклтон многое узнал от капитанов китобойного промысла об условиях между этим местом и морем Уэдделла, что указывало на то, что это был особенно тяжелый ледовый год.
План состоял в том, чтобы потратить всего несколько дней на сбор припасов, но вместо этого "Эндьюранс" оставался в Южной Георгии в течение месяца. В дополнение к обычным запасам взяли еще угля, ожидая дополнительной нагрузки на двигатели при прохождении через паковые льды от моря Уэдделла до Антарктического континента. Также взяли дополнительные припасы и одежду - на тот случай, если кораблю придется перезимовать во льдах, пойманным в ловушку в море Уэддела. Экспедиция покинула Южную Георгию 5 декабря 1914 года.    
Так и вышло - "Эндьюранс" оказался в ловушке льда в заливе Фазель. Слишком далеко от суши, чтобы попытаться переправиться, поэтому было принято решение перезимовать на своем корабле, а затем попытаться выполнить миссию весной.
После месяцев ожидания стало ясно, что придется отказаться как от своего плана отложенной экспедиции, так и от своего корабля. Лед разрушил корпус "Эндьюранс" и корабль не подлежал ремонту; по мере таяния льда он бы неизбежно затонул. У полярников появилась новая цель - благополучно добраться домой.
"Эндьюранс" затонул подо льдом и водами моря Уэдделла 21 ноября 1915 года. Люди успели вынести с него спасательные шлюпки, и столько вещей и припасов, сколько смогли (включая драгоценный фотоархив Фрэнка Херли), прежде чем корабль исчез.    
28 человек экспедиции теперь были изолированы на дрейфующем паковом льду в сотнях километров от суши, без корабля, без средств связи с внешним миром и с ограниченными запасами еды.
Что было хуже, так это то, что наступила антарктическая весна и началось таяние льда. 20 декабря Шеклтон решил, что пришло время покинуть их лагерь и отправиться на запад к ближайшей земле - острову Паулет. Но оказалось, что за полгода покров сдвинулся и теперь ближе всего к ним остров Элефант, до него 48 километров. Отряд отправился в плавание, с оптимизмом ожидая, что доберутся до острова в тот же день. Однако их сбило с курса течением и теперь они оказались в 100 км от суши. Чтобы в итоге добраться до острова Элефант, понадобилось еще 7 дней пути на шлюпках.
Этот остров - пустынная замерзшая скала. Но люди танцевали от радости, когда наконец добрались туда, ведь прошло 497 дней с тех пор, как они в последний раз ступали на сушу. Следующую зиму они планировали провести на острове, а весной дождаться, когда мимо будет проплывать какое-нибудь китобойное судно, которое спасет их. Но Шеклтон подсчитал имеющиеся запасы и возможности, и вынес вердикт: еды не хватит. Если остаться на зимовку, люди умрут от голода.    
И Шеклтон решился на последний отчаянный шаг. Он взял 5 человек и отправился в одной из шлюпок к острову Южная Георгия (путь до которого составлял 1300 км) в поисках помощи. Если бы эта попытка не увенчалась успехом - погибла бы вся команда. Но мини-отряду Шеклтона удалось добраться до Южной Георгии, путем неимоверных усилий. Они добрались до суши, а затем трое из них, у кого еще оставались силы, пошли пешком и добрались до норвежской китобойной базы. Оттуда был отправлен моторный катер, на котором спасли трех человек, оставшихся в шлюпке. А затем Шеклтон организовал спасение людей, оставшихся на острове Элефант. Это удалось далеко не сразу - паковые льды не давали подойти к острову. Потребовалось 3 месяца и четыре попытки, чтобы спасти людей с острова. 30 августа 1916 года все 22 человека, остававшиеся на острове Элефант, были спасены.
"Настроение Шеклтона было удивительно неудержимым, учитывая душераздирающие неудачи, с которыми ему пришлось мириться, и крушение всех его надежд", - вспоминал Фрэнк Уорсли (капитан "Эндьюранс").
Ни один из 28 членов отряда "Море Уэддела", который вел Шеклтон, не погиб. И хотя "Эндьюранс" был потерян из-за морского льда, шлюпка, на которой Шеклтон отправился за помощью, была возвращена в Англию и сохранилась до наших дней в лондонском Далвич-колледже, став живым напоминанием о выдающемся мужестве в эпоху героических исследований.    
Слева направо в заднем ряду - Гринстрит, Макилрой, Марстон, Уорди, Джеймс, Холнесс, Хадсон, Стефенсон, Маклеод, Кларк, Орд-Лис, Керр, Маклин.
В переднем ряду - Грин, Уайлд, Хоу, Читэм, Хасси, Рикинсон, Блэквелл.    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Зеркало для обхода блокировок на примере букмекерской конторы Fonbet «Луна-25» прекратила свое существование Жизнь в Америке начала ХХ века Водители с категориями прав A и B смогут ездить на квадроциклах и снегоходах Простой и крепкий узел Картинки для тех, кого не убило похмелье Что было на новогоднем столе у Нади?! Небольшой дом в Японии Хозяйка, пошли со мной! О новых российских изобретениях (коротко по материалам СМИ) Драматические кадры охоты акулы на детеныша тюленя