13 мая 2022 года в 00:40

«Бассейн в гареме» - приключения картины, написанной по заказу Александра III

В 2001 году Эрмитаж был потрясён кражей, случившейся среди бела дня. Примерно как в комедии "Старики-разбойники", неизвестный беспрепятственно вырезал и унёс картину, которая по непонятной причине не была подключена к сигнализации.                                    





Смотреть все фото в галерее


Похищение и чудесное возвращение
Дальнейшая история картины не утратила детективный сюжет. Спустя пять лет в приёмную лидера КПРФ Геннадия Зюганова позвонил неизвестный и попросил встретиться, так как он имеет "вернуть народу" культурную ценность, а доверяет в этом отношении только коммунистам. Переданный предмет оказался похищенной из Эрмитажа картиной, примерная стоимость которой на аукционах Сотбис оценивалась в один миллион долларов.    


Личность похитителя так и не была установлена. Это послужило почвой для разных литературных домыслов. Но факт - картина не пропала, была возвращена в Эрмитаж. Правда, из-за того, что она была сложена вчетверо, картина была сильно повреждена. Прошло ещё четыре года, прежде чем её сумели отреставрировать (и то не полностью) и снова выставить в музее.
Чем картина привлекла похитителя? Скорее всего, лёгкостью похищения. Преступник знал о том, что она не охранялась. А каковы были мотивы её создания?


Эротика и запретный Восток
Картина называется "Бассейн в гареме". Она принадлежит кисти французского художника Жана-Леона Жерома (1824-1904). Он написал её в 1875 году по заказу русского великого князя цесаревича Александра Александровича, будущего императора Александра III.
Картина изображает обнажённых наложниц турецкого султана. Понятное дело, что она написана не с натуры. Её сюжет взят исключительно из головы художника.
Жером в это время писал картины на экзотические сюжеты, взятые из мифологии и восточного быта. Он искал способы передать графическими средствами элементы других культур, чтобы они были понятными современному европейцу. Отсюда и склонность к поиску эротических сюжетов. Жером старался перенести зрителей в области, запретные для глаз непосвящённых. Интерьеры частных мусульманских дворцов, где женщины могли обнажаться, являлись одной из таких запретных областей, что повышало интерес к подобным картинам.    


Жан-Леон Жером. Баня. 1880-е годы    


Вкусы Александра III
Александр III в молодости отличался страстью к собиранию произведений искусства. Многие эстеты отмечают, что это была страсть дилетанта, не понимающего и не умеющего оценить подлинных шедевров. Такие критики, конечно, негативно относятся к творчеству Жерома, считая его халтурой, приспособленчеством к низменным чувствам публики, попытками её эпатировать. Доказательство этому они видят, в частности, в том, что "Бассейн в гареме" был использован одной американской фирмой для рекламы виски.    


Реклама виски на основе картины Жерома "Бассейн в гареме"    
Но всем известно, что на вкус и цвет товарищей нет. Александр III поддался общеевропейской моде увлечения картинами Жерома. Он специально заказал художнику картину именно с таким сюжетом. Мотивация будущего императора неизвестна. Но очевидно, что наследник цесаревич был явно увлечён темой Востока в связи с происходившим тогда покорением Средней Азии русскими войсками.    


Жан-Леон Жером. Бассейн в Бурсе. 1885    
Вступив на престол, Александр III не утратил интереса к творчеству Жерома. В 1885 году он купил прямо с Парижского салона экспонировавшуюся там новую картину Жерома "Большой бассейн в Бурсе". По своей тематике это была точно такая же работа, как "Бассейн в гареме", только ещё более откровенная, более насыщенная изображениями голых женских тел. Судьба этой картины оказалась иной. В 1930 году советское правительство продало её в США на аукционе Сотбис. Распродажей культурных ценностей большевики пополняли золотовалютный запас СССР.


Похищение и чудесное возвращение
Дальнейшая история картины не утратила детективный сюжет. Спустя пять лет в приёмную лидера КПРФ Геннадия Зюганова позвонил неизвестный и попросил встретиться, так как он имеет "вернуть народу" культурную ценность, а доверяет в этом отношении только коммунистам. Переданный предмет оказался похищенной из Эрмитажа картиной, примерная стоимость которой на аукционах Сотбис оценивалась в один миллион долларов.    
Личность похитителя так и не была установлена. Это послужило почвой для разных литературных домыслов. Но факт - картина не пропала, была возвращена в Эрмитаж. Правда, из-за того, что она была сложена вчетверо, картина была сильно повреждена. Прошло ещё четыре года, прежде чем её сумели отреставрировать (и то не полностью) и снова выставить в музее.
Чем картина привлекла похитителя? Скорее всего, лёгкостью похищения. Преступник знал о том, что она не охранялась. А каковы были мотивы её создания?


Эротика и запретный Восток
Картина называется "Бассейн в гареме". Она принадлежит кисти французского художника Жана-Леона Жерома (1824-1904). Он написал её в 1875 году по заказу русского великого князя цесаревича Александра Александровича, будущего императора Александра III.
Картина изображает обнажённых наложниц турецкого султана. Понятное дело, что она написана не с натуры. Её сюжет взят исключительно из головы художника.
Жером в это время писал картины на экзотические сюжеты, взятые из мифологии и восточного быта. Он искал способы передать графическими средствами элементы других культур, чтобы они были понятными современному европейцу. Отсюда и склонность к поиску эротических сюжетов. Жером старался перенести зрителей в области, запретные для глаз непосвящённых. Интерьеры частных мусульманских дворцов, где женщины могли обнажаться, являлись одной из таких запретных областей, что повышало интерес к подобным картинам.    
Жан-Леон Жером. Баня. 1880-е годы    


Вкусы Александра III
Александр III в молодости отличался страстью к собиранию произведений искусства. Многие эстеты отмечают, что это была страсть дилетанта, не понимающего и не умеющего оценить подлинных шедевров. Такие критики, конечно, негативно относятся к творчеству Жерома, считая его халтурой, приспособленчеством к низменным чувствам публики, попытками её эпатировать. Доказательство этому они видят, в частности, в том, что "Бассейн в гареме" был использован одной американской фирмой для рекламы виски.    
Реклама виски на основе картины Жерома "Бассейн в гареме"    
Но всем известно, что на вкус и цвет товарищей нет. Александр III поддался общеевропейской моде увлечения картинами Жерома. Он специально заказал художнику картину именно с таким сюжетом. Мотивация будущего императора неизвестна. Но очевидно, что наследник цесаревич был явно увлечён темой Востока в связи с происходившим тогда покорением Средней Азии русскими войсками.    
Жан-Леон Жером. Бассейн в Бурсе. 1885    
Вступив на престол, Александр III не утратил интереса к творчеству Жерома. В 1885 году он купил прямо с Парижского салона экспонировавшуюся там новую картину Жерома "Большой бассейн в Бурсе". По своей тематике это была точно такая же работа, как "Бассейн в гареме", только ещё более откровенная, более насыщенная изображениями голых женских тел. Судьба этой картины оказалась иной. В 1930 году советское правительство продало её в США на аукционе Сотбис. Распродажей культурных ценностей большевики пополняли золотовалютный запас СССР.

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Китайский космический корабль приземлился на Марсе Не всё так плохо Когда припозднился с вторжением на… Бородач на  Что там у грибов? После дождей ожидаются массовые всходы Подборка интересных и веселых картинок 11.08.22 Десять самых красивых городов Узбекистана для туризма Веселые картинки Боритесь до конца 30 дурацких ошибок, при виде которых невозможно не смеяться Просто зарплата футболистов Комментарии из соцсетей 03.08.2022 Заправил себе тонну бензина Почему Константинополь не смогли взять до середины 15-го века?