1 января в 06:08

Поэзия и проза британских рабочих окраин в 1980-е годы на снимках Криса Киллипа

Опыт британского фотографа Криса Киллипа уникален в своём роде. Его пронзительный документальный проект длиною в несколько десятилетий запечатлел переломный момент в истории Англии, когда важнейшие некогда промышленные отрасли - сталелитейные заводы, верфи, угольные шахты в 1970-80-е постепенно пришли в упадок, а десятки тысяч простых людей, которые из поколения в поколение трудились на них, оказались никому не нужны. Киллип показал историю не "книжную", а то, как она была прожита людьми, которые в официальных отчётах были лишь статистикой.



Однажды у Криса Киллипа (Chris Killip) случился разговор с фотографом Джозефом Куделкой. Речь шла о том, как фотографу проникнуть в суть вещей."Вы можете пригласить в определённое место шесть фотографов "Магнум", они останутся и будут фотографировать в течение шести недель. Их фотографии, может, и будут неплохи, но они точно будут иметь определённое сходство, - сказал тогда Куделка. - Но если вы останетесь в этом месте на два года - ваши фотографии точно будут другими. Через три года они ещё сильнее изменятся. Вы проникните в суть этого места, сумеете показать его изнутри".Куделка знал, о чём говорил, ведь десять лет он, захваченный романтикой вечных странствий цыган, следовал за ними, предчувствуя, что кочевой народ становится "уходящей натурой". Признак "уходящей натуры" Крис Киллип разглядел в простых рабочих Севера Англии, жизнь и быт которых не могли противостоять натиску времени. На 15 лет он переехал в промышленный, в те времена пугающе депрессивный, Ньюкасл, и поселился среди угольщиков, моряков, простых работяг.Это не было нарочным решением. Киллип, который сам родился в рабочей семье, на острове Мэн (отец освоил профессию слесаря, позже открыл небольшой паб) наблюдал подобную жизнь с детства. Крис испытывал искреннюю боль за каждого, кто трудился всю жизнь, а теперь остался не у дел."Я не собирался быть фотографом деиндустриальной революции, - повторял он неоднократно. - Это произошло вокруг меня, пока я фотографировал".Без искреннего интереса к людям невозможно было снять кадры, каждый из которых словно отдельная глава в летописи жизни. Девочка с обручем на пустынном, усыпанном мусором, пляже. Безутешный мальчик на носу рыбацкой лодки впервые выходит в море после смерти утонувшего отца. Женщина в шубе, собирающая уголь на морском берегу. Грандиозные силуэты "последних" кораблей, которые возвышаются над крохотными прибрежными посёлками. Поэтичность его работ построена на поразительном контрасте образов и эмоций.Киллипу не просто было стать "своим" в закрытом сообществе этих людей. Большинство из них боялись, что фотографии могут навредить их запрещенному кустарному промыслу на полузакрытых предприятиях, страшно было лишиться пособия по безработице. Долгие восемь лет фотограф "подбирался" к общине морских угольщиков, но те всякий раз прогоняли его, стоило Крису достать фотокамеру. Так длилось до тех пор, пока кто-то из местных не вступился за него и не разрешил снимать. Чтобы сделать снимки жителей побережья, Киллип купил фургон и восемнадцать месяцев жил бок о бок с ними. На его глазах рождались и вырастали дети, кто-то покидал родные места, кто-то становился жертвой опасного промысла.Случалось, что его фотографии были как "хроника предсказанной смерти". Однажды к нему обратились дети погибшего угольщика с просьбой заполучить последние снимки отца. Для матери, сын которой утонул, Киллип распечатал небольшой альбом его портретов.Почти каждая его фотография подробно подписана, на каждой имена, обстоятельства съёмки. Киллип неоднократно проводил выставки в рабочих посёлках, привозил альбомы фотографий в подарок, со многими выходцами из тех мест он поддерживал связь всю жизнь.Снятые с подобной самоотдачей снимки не могли не завоевать должного внимания. В 1989 году Крис Киллип был удостоен премии имени Анри Карте-Брессона за человечность своих работ. О нём говорили: "Без Киллипа большая часть британской культуры, забытая культура повседневной жизни обычных людей, остались бы незамеченными".Фотографу удалось снять зарождение панк-культуры в Англии, легендарные клубы рабочих окраин, из которых вышли Sex Pistols, The Clash, Бьорк. Его портреты скинхедов поражают драматичностью, а серия "На месте преступления" - невероятно смелое повествование о жизни молодежи.В девяностые Криса Киллипа пригласили в качестве лектора в Гарвардскй университет. Он с неохотой покинул любимый север Англии, но преподавательская работа увлекла его, и в 1994 он был назначен штатным профессором, позже возглавил кафедру.Бросив школу ради фотографии в шестнадцать лет, Киллип был уверен, что талант - не главное, для успеха важнее целеустремлённость. Чтобы собрать деньги на переезд в Лондон с родного острова, Крис работал пляжным фотографом, подрабатывал в отеле. Когда необходимая сумма была на руках, он составил список из сорока лондонских фотографов, у которых хотел бы работать ассистентом, и по приезду в столицу обошел всех. Несколько десятков ему отказали, но рекламный фотограф Адриан Флауэрс согласился взять юношу на работу."Многие мои студенты, которые одарены меньше, но изо всех сил стараются доказать свои способности, в итоге становятся лучшими, поскольку бросают жизни вызов".Фонд Мартина Парра после смерти фотографа получил на хранение более тысячи изображений Криса Киллипа, непроявленные слайды, в библиотеке фонда находится полное собрание его книг.

Автор: Инна Москальчук



























































cameralabs.org

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Сотрудницы магазина не растерялись и задержали злоумышленника Можно ли открыть дверной замок выстрелом? Чем отличаются женщины и мужчины Идеальная автоподстава Автолюбитель оказал помощь пенсионеру, которому стало плохо Вот это драма 16 интернет-покупок, которые разочаровали людей Черные эльфы вернутся: Amazon показал, кто сыграет в сериале «Властелин колец» Зима — это умелый художник, который создаёт свои лучшие шедевры «Приятного полета!» Хайпожор Никита из Воронежа комментирует увиденное ДТП