Профессиональный путь испанского фотографа Ориоля Маспонса оказался полным творческих виражей. Движимый интересом к человеку (прежде всего, к женщине) и вечной иронией, он снимал на улицах Парижа и Лондона, документировал вечеринки на Ибице, фотографировал на киносъёмочных площадках, делал репортажи на Кубе и в Южной Африке, создавал фотоиллюстрации для книг таких известных писателей и поэтов, как Федерико Гарсиа Лорка, Камило Хосе Села и Мигель Делибес, добился успеха в модной и рекламной фотографии.
![](/uploads/9/8/981e42e19c10d4ec7927b71ad81289c2_small.jpg)
Ориоль Маспонс (Oriol Maspons; 1928-2013) - теоретик, вдохновитель и экспериментатор испанской фотографии. Своими идеями он питал золотое поколение фотографов пятидесятых и шестидесятых. Для барселонского страхового агента всё началось в 1950-е годы с любительской съёмки. Это был период диктаторского режима Франко, отсутствия рекламы и консерватизма редакционных статей. Искусство развивалось в условиях жёсткой цензуры, режим одобрял академическую и пикториальную фотографию. В это время Маспонс превратил свою профессиональную работу в пространство, пропитанное концептуальной свежестью и социальной содержательностью.В 1952 году Маспонс присоединился к фотографической группе Каталонии, но задержался в ней лишь на несколько лет. Он выступил против эстетических ценностей, отстаиваемых группой, а также её деятельности. Вразрез с концепцией фотографии как объекта эстетического созерцания, Маспонс отстаивал прикладную или практическую фотографию, приносящую зрителю пользу. Свою резкую критику консервативному настроению сообщества молодой фотограф изложил в статье "Salonismo" для журнала Arte Fotográ, после чего был исключён из группы.В 1955 году Маспонс приехал в Париж, где посещал фотографические круги и познакомился с великими фотографами: летописцем злачного Монмартра Брассаи, мастером "решающего момента" Анри Картье-Брессоном и воспевателем повседневного парижского романтизма Робером Дуано. Интервью, которые он провёл с этими мэтрами, опубликовал, когда вернулся домой. В 1957 году 29-летний Маспонс открыл фотостудию в Барселоне совместно с партнёром, которым стал фотограф Хулио Убинья. На протяжении десятилетий их студия процветала на поприще рекламной и редакционной фотографии.Маспонс примкнул к культурному движению Gauche Divine, разнородной группе левых интеллектуалов и творческих деятелей, режиссёров, писателей и архитекторов. В конце 1960-х они отличались провокационными, космополитическими и антифранкистскими взглядами в отношении официальной культуры в Барселоне.За многолетнюю карьеру Ориоль Маспонс работал в первостепенных журналах своего времени - La Gaceta Ilustrada, Destino, Cuadernos de arquitectura, Triunfo, Interviú, L'Oeil, Paris Match, Bocaccio, Expression и Elle. Маспонс первым из коллег-соотечественников снискал международное признание, когда в 1958 году Музей современного искусства в Нью-Йорке приобрёл три его фотографии для своей постоянной коллекции. Он преобразил фотографический язык Испании, своим творчеством внёс решающий вклад в области репортажной, портретной, модной и рекламной фотографии. В 2011 году передал 7000 фотографий из своего архива Национальному музею искусства Каталонии.
![](/uploads/7/a/7a092daca1b5d08722b57618bdab1e71_small.jpg)
![](/uploads/7/5/750282f03e5a0e9ad725cd53abdffcc9_small.jpg)
![](/uploads/7/3/7321f6e481c1a04aec0689f02dc7e90f_small.jpg)
![](/uploads/5/3/53edc071b5aa3b791ac71c8ef0832509_small.jpg)
![](/uploads/a/c/ac6826ab14db3cdb507b467956e3cf10_small.jpg)
![](/uploads/d/e/dec0c2ca22f1b8377333cb4e7fb3b5a2_small.jpg)
![](/uploads/0/e/0e26c4877a40581a83449a9398d97520_small.jpg)
![](/uploads/5/5/55811523f9411dfd15677be701f90170_small.jpg)
![](/uploads/1/4/14d4e0523aaba5d8cdfb2c31466c0b02_small.jpg)
![](/uploads/0/6/061fa43c823e14722557d5f5509db3f1_small.jpg)
![](/uploads/1/f/1f500ae1bc1c58b6b70139b9c8a37d65_small.jpg)
![](/uploads/e/6/e6efa240018eaef6323a3a66273f2098_small.jpg)
![](/uploads/8/6/865c152ae024b16d3172df2c6db50bde_small.jpg)
![](/uploads/3/a/3a98ca9730d851cb06351cab67138755_small.jpg)
![](/uploads/2/c/2c8e816067dbe3d9fa109275f8d9e03d_small.jpg)
![](/uploads/7/0/70f6b152edecbc2da475a5e73882831c_small.jpg)
![](/uploads/8/9/891f061604163be0293cf7634495874d_small.jpg)
![](/uploads/d/7/d71d5400cb1ed805a33faec7dc4c7ad7_small.jpg)
![](/uploads/a/d/ad869cc17dd03a66f760589b33e8cf72_small.jpg)
![](/uploads/c/2/c27a4ddb75b6711405860c1f089d4366_small.jpg)
![](/uploads/b/b/bb4cac72b45a9332763b0f21ae89184a_small.jpg)
![](/uploads/d/a/da5672f3426147c9c2d90644460a3ade_small.jpg)
![](/uploads/4/5/4533725931566faad8a6de4ce96498b9_small.jpg)
![](/uploads/2/a/2a2932a16ccd84538a26f0dfd1007a44_small.jpg)
![](/uploads/a/f/afd038a926f80427b20658cf7d9ea47e_small.jpg)
cameralabs.org