Сегодня могло бы исполниться 60 лет Наталье Пивоваровой
Советская и российская певица, основатель и участница группы Колибри, Наталья Петровна Пивоварова родилась 17 июля 1963 года в Новгороде. В детстве училась в музыкальной школе по классу вокала, пела в детском хоре.
А в начале 1980-х гг. Наташа вдруг решила переехать в Ленинград, где стала работать костюмером в танцевальном коллективе эстрадного певца Валерия Леонтьева, проводившего тогда премьеры всех своих песенных программ в ленинградском концертном зале "Октябрьский".
Затем она перешла к Вячеславу Полунину - в клоун-мим-театр (театр клоунады) "Лицедеи". Сначала также в качестве костюмера, но вскоре стала и учиться в его студии."В то время я каждый год делал набор в студию, и Наташа появилась в 1982 году, сразу после "Мим-парада". Тогда к нам много народу ломануло, включая Антона Адасинского, Лёню Лейкина, Анвара Либабова - все они в тот год пришли на приём. И Наташа среди них - такая вся нескладная, долговязая, длинноногая. Какая-то дворовая, непричёсанная. Это ощущение угловатости и нескладности было очень мощным. При этом Наташа сразу выделялась среди всех. В любой команде она вверх торчит" (из воспоминаний В. Полунина).
Она никогда не участвовала в спектаклях театра по-настоящему - Полунин видел в ней потенциал, но никак не клоуна.
Кстати, примерно в те времена питерская тусовка окрестила Пивоварову "Уличной" - у неё долгое время не было своего угла, скиталась по друзьям-знакомым, около года прожила у Полунина и его жены - артистки "Лицедеев" Елены Ушаковой, снимала какие-то комнаты, жила даже на чердаке без всяких удобств.А затем у Полунина она встретила Алексея "Лео" Васильева, с которым у неё завязалась крепкая дружба. И тот даже прописал Наталью в своей комнате в коммуналке на Невском-124. Когда же его не стало, она полностью перебралась в его комнату, а потом постепенно выкупила и все остальные в коммуналке.
Одновременно с учёбой в "Лицедеях", Пивоварова участвовала в качестве пантомима в перфоманс-концертах "индустриальной группы" Популярной Механики Сергея "Капитана" Курёхина (подробнее - здесь: "Капитан"), вместе с Сергеем "Африкой" Бугаевым.
А 8 марта 1988 года Наталья организовала и возглавила музыкальную "девичью" группу Колибри в составе 5-и вокалисток: сама Пивоварова, Елена "Богиня Иордана" Юданова, Инна Волкова (жена Александра Баширова), Ольга "Ося, Ослик" Фещенко (Васильева) и Ирина Шароватова - девушки, дневавшие и ночевавшие в рок-клубе на Рубинштейна-13. Название группы тоже придумала Наташа. По её словам, эта маленькая птичка так трепещет крылышками, что сердце её не выдерживает и разрывается. Она, конечно, не хотела, чтобы группа умерла от разрыва сердца, но работали девушки всегда на этот самый разрыв.
Первое выступление коллектива с программой "Каникулы любви" (шлягеры 1960-х гг.: песни Т. Миансаровой, Э. Пьехи, Э. Хиля, Д. Марьяновича, японского дуэта сестёр-близнецов The Peanuts и др.) состоялось 30 апреля того же года в подростковом клубе "Романтик" в Сапёрном переулке, где Наташа работала тогда худруком. Девушки почти каждую песню меняли платья - пока половина группы допевала, остальные убегали переодеваться, потом - смена! Группа мгновенно стала популярной.
А осенью того же года Колибри начинают на студии Аквариума в ДК связи на ул. Герцена, работу над своим дебютным альбомом "Манера поведения". Продюсером записи песен "Американская жена" и "Фудзи" выступил Михаил "Фан" Файнштейн-Васильев (Аквариум). В записи принимал участие и другой "аквариумист" Александр "Тит" Титов, спродюсировавший впоследствии остальные 13 песен, записанных для альбома. В записи принимали участие и другие музыканты: Алексей Рацен (Телевизор), Петр Акимов (Ковчег), Олег "Дед Василий" Сакмаров (Аквариум), Игорь Вдовин (Ленинград), Александр Беляев (Nautilus Pompilius, Телевизор) и другие. И даже хор мальчиков Хорового училища им. М. Глинки привлекли! Часть мелодий и текстов песен были написаны Пивоваровой, часть - Юдановой. Название для альбома придумал актёр Никита Михайловский. Обложку оформил режиссёр и кино-художник Борис Петрушанский.
Выступавшие сначала на площадках различных питерских клубов, Колибри вскоре были приглашены на гастроли за рубеж - представляли Россию на парижском фестивале 1990 года "Рок с Востока", специально для которого Алексей "Хвост" Хвостенко (подробнее - здесь: Жилец вершин с чайником вина) подарил им свою песню "Орландина".
Потом ещё были гастроли в Берлине, Дюссельдорфе и множестве других городов. Как-то в одной немецкой газете о Колибри написали: "Это нечто странное. Ничего аналогичного нет в мире".И это была правда. Юданова вспоминала: "Действительно, 4 авторессы. Каждая пишет от своей души и от своего сердца; музыка непохожая, но в то же время наши песни умудряются быть в одном контексте - всё выглядит гармонично. Мы очень разные люди, у нас различные интересы, круги общения. Связывает нас только группа. Если взять каждую по отдельности - подобного эффекта не получится. А вместе - пожалуйста".
Колибри были настолько популярной группой, что девушкам всё время предлагали перебраться из Питера в Москву. Обещали и костюмера, и хореографа, но участницы были категорически против, считая, что переезд превратит группу в подобие ВИАгры - эстрадного проекта, существующего только для зарабатывания денег, а без свободного полёта Колибри перестанет существовать.
Алла Пугачёва как-то заметила, что если б Колибри написали ещё одну песню, подобную "Жёлтому листу" (автор Е. Юданова), то можно было бы говорить и о коммерческом успехе. Забавно, что изначально эта песня задумывалась как пародия на отечественную попсу - а получился хит!В течение последующих 10 лет группой при участии Пивоваровой было выпущено 5 альбомов. А в 1991 году "Леннаучфильм" снял д/ф о творчестве группы - "„Колибри" в Париже и дома" (реж. А. Мартыненко).Летом 1992 года Колибри записывают альбом "Маленькие трагедии". Инструментальную часть которого создали аранжировщик Юрий Соболев (Бригадный Подряд, Пангея, Н.О.М.) и сессионный джазовый гитарист Александр Гнатюк. Все 5 участниц записали на диск песни собственного сочинения (с подачи Пивоваровой, "заставлявшей" всех что-нибудь сочинять), причём в каждой песне солировала сама её автор.
Но в том же году на ПМЖ во Францию уезжает Фещенко (вернее, уже Васильева) и группа становится квартетом.
В 1995 году, после выхода альбома "Найди 10 отличий", с девушками заключила договор компания "Gala Records" - эксклюзивный дистрибьютор на территории России и стран СНГ одной из крупнейших в мире звукозаписывающих компаний "EMI Group".
Принимали Колибри участие в ТВ-проектах: "Программе А" Сергея Антипова, "Антропологии" Дмитрия Диброва. Крутили по телевизору и клипы группы. А один из них - "Волна" - даже получил "Гран-при" на III московском международном музыкальном фестивале "Поколение-95".
Выступала группа во многих клубах: московских "Китайский лётчик Дао Джа", "Проект ОГИ" и питерских "Платформе" и "Red club". А также практически на всех "отчётных" концертах ЛРК. Сами же они в рок-клуб так и не вступили, да если честно, и цели такой перед собой не ставили. Хотя дружили почти со всеми местными рокерами, многие из которых помогали девушкам на их концертах и в записях, равно как и они не отказывались помочь друзьям.
"У Наташи была выдающаяся способность дружить всегда и со всеми. У неё был жор на людей: она их хотела, она желала их знать, окружать себя этими бесконечными людьми. И поскольку человек она была очень харизматичный, в её сферу попадала туча народу" (И. Волкова).А ещё Пивоварова очень хорошо чувствовала в людях профессионализм, буквально "прилипала" ко всем настоящим музыкантам, мгновенно добивалась их дружбы и возможности помочь её идеям. Причём, делала это удивительно легко и все с удовольствием шли ей навстречу.
Так кинорежиссёр Рашид Нугманов вспоминал, что во время съёмок фильма "Йя-хха!" (1986), в один из вечеров они с Виктором Цоем (Кино) "зашли в гости к девушке, которая была актрисой сценического действия у Курёхина в Поп-механике" (с которой раньше даже не общались!), слушали музыку, веселились. Засиделись до закрытия метро и решили остаться, "вдруг Цой ради шутки пристегнул наручниками (?) свою руку к руке Наташи". Об этом случае потом часто вспоминали различные мистики, сравнивая трагические судьбы обоих музыкантов.
А ещё, Колибри - лауреат многих международных и всероссийских конкурсов и фестивалей: 1991 - Театральный фестиваль в Авиньоне/Festival d'Avignon (Франция), 1992 - "Total Vokal" (Париж) 1992 - "Les Alumé" (Нант, Франция), 1992,1993 и 1997 - Международный фестиваль "Кристофер-стрит"/Christopher Street (Берлин), 1993 - Фестиваль рекламного искусства "Sensation" (Дюссельдорф, Германия), 1993, 1995 и 1997 - Международный Женский Конгресс (Мюнстер, Германия), 1993, 1996 - Фестиваль Свободного Искусства/Helsingin Juhlaviikot (Хельсинки, Финляндия), 1998 - SKIF - Международный фестиваль Сергея Курёхина (Нью-Йорк, США).
В 1998 году Пивоварова вместе с группой приняла участие и в съёмках х/ф "Железная пята олигархии" (реж. А. Баширов), где сыграла проститутку.
18 декабря 1998 года после записи очередного альбома группы - "Бес сахара" (сделанного совместно с группой Tequilajazzz) - Наташа группу покинула и занялась сольной карьерой. Она сама объясняла свой уход тем, что у неё было множество планов, которые она не смогла бы осуществить, работая "по 8 дней в неделю по ночным клубам" - а именно такими и были тогда реалии русского рока. Хотя, есть мнение, что после её "пинков", творить начали все, и её роль, как лидера группы сошла на нет.
В 2000 году Наталья (наконец-то) окончила СПбГИК - Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (мастерская проф. В.Петрова), получив диплом режиссёра массовых зрелищ - почти через 20 (!) лет после начала учёбы (с перерывами на беременность и рождение в 1989 году дочери Аделаиды и сына Якова в 1993).
Получив диплом, она поставила в открытом вместе с мужем - Александром Лушиным (вокалист группы Препинаки), собственном театре ("Такой театр"
в помещении театра "Особняк" на ул. Профессора Попова-29) спектакль "Чёрствые именины" по пьесе петербуржского драматурга Галины Соколовой. Эта дебютная работа Пивоваровой-режиссёра в 2002 году была даже номинирована на театральную премию "Золотая Маска", как "Лучший спектакль малой формы". Спектакль также был отмечен премиями Международного фестиваля искусств "Мастер-Класс" (С-Петербург, 2001) фестиваля "Реальный театр" (Екатеринбург, 2001), фестиваля "Открытое пространство театров из ничего" (С-Петербург, 2001) и фестиваля Союза Театральных Деятелей "Рождественский парад" ("За лучший спектакль 2001 года"). Спектакль был даже включён известным театроведом Мариной Дмитревской в обязательную для студентов Театральной академии программу.
"Спектакль-джаз, спектакль-импровизация, самая нестандартная комедия сезона "Чёрствые именины" - режиссёрский дебют Натальи Пивоваровой (экс-Колибри, ныне - Соус). Мы не знаем, как учат режиссуре в Академии культуры. Поэтому про школу писать не будем. Лучше напишем про режиссуру, которая, безусловно, в спектакле присутствует. Несмотря на свою лёгкую интонацию, спектакль представляет собой интересный пример взаимоотношений актёра с ролью. Вначале перед нами - только актёры. В финале - уже почти только персонажи. Большая часть кайфа от спектакля - в постоянном ощущении "двойного дна" всего, что происходит на сцене, - и за оценкой ситуации персонажем следует оценка актёром действий своего персонажа и своих действий. История, начинавшаяся как фарс, заканчивается как лирическая драма.Л. Савин, зритель: "Наверное, никому ещё не удавалось рассказать грустную историю об одиночестве, так весело. Удивительное сочетание" ("Настоящее удовольствие того стоит", Мила Хазарская, "Петербуржский театральный журнал", декабрь 2001).
Параллельно Наталья занималась и другими различными проектами: организовала экспериментальную школу для одарённых 14-летних девочек - ШНП (Школа Натальи Пивоваровой), пришедшую на смену домашней школе "Молочный шейк", которую она открывала ранее, и закрыла в 1998 году после самоубийства 15-летней дочери Курёхина - Лизы, которую она опекала и учила; создала новый музыкальный проект СОУС; продюсировала акапельный лицедеевский проект Чемпионки Мира.
Играла и сама - в Театре на Литейном (спектакль "Каприччо" с музыкой Курёхина), исполнила Ракель в спектакле "Докопаться до истины-2" (по пьесе А. Лушина и А. Баргмана), снималась в кино: в культовом "Брате" Алексея Балабанова сыграла в эпизоде саму себя, роль в фильме Баширова, эпизодические роли в питерских "ментовских" сериалах.
А в начале 2000-х гг. Наталья придумала Модельный Дом Пивоваровой Наташи (МДПН) - своеобразное объединение креативных людей. Это была своеобразная школа, отбор в которую был очень жёстким. Она хотела, чтобы каждый её ученик мог любое действие превратить в театральное. Она и сама была такая - не отличающая жизнь от сцены, а сцену - от жизни.
В 2008 году Наташа планировала выпустить свой сольный альбом "Улица Зелинского", названный так в честь той новгородской улицы, на которой она прожила почти половину своей жизни. Улица эта названа в честь российского химика Николая Зелинского - изобретателя противогаза. Поэтому на обложке альбома немного странный рисунок - 2 целующихся противогаза. Она успела записать все песни и готовила музыкальный спектакль "Девчонка с улицы Зелинского", задуманный в поддержку альбома.
Но спектакль создать она не успела. И альбома тоже уже не увидела...Осенью 2007 года она приехала в Одессу к Георгию Делиеву (комик-труппа "Маски"), с которым была знакома ещё со времён учёбы в "Лицедеях". Они договаривались ранее, что Пивоварова поможет ему в записи его музыкального альбома "Жорык". Записать успели только вокал к юмористической 3-частной 9,5-минутной песне "Диалог". Делиев предлагал остаться и ещё продолжить, но ей срочно нужно было на фестиваль в Коктебель.
В ночь на 24 сентября 2007 года Наталья с подругой ехала на своём а/м "Volkswagen Passat" в Крым, на международный джазовый арт-фестиваль "Мамакабо-2007". Из-за дождя дорога была скользкой. Около 4 час. утра, по невыясненным причинам, машина Пивоваровой выехала на полосу встречного движения, по которой в тот момент двигался а/м "ВАЗ-2101".Местная газета "Кафа" сообщила со ссылкой на и.о. командира Феодосийского взвода ДПС ГАИ А. Костюка: "Произошло лобовое столкновение, во время которого водители обеих машин, а также пассажир "копейки", 27-летний житель Умани, погибли на месте. В "Фольксвагене" сработала подушка безопасности у пассажирки переднего сиденья, что спасло жизнь 24-летней жительнице Воронежа. 10-месячная дочь пассажирки, спавшая на заднем сидении, отделалась лёгкими царапинами".
27 сентября 2007 года в Театре на Литейном прошло прощание с артисткой, а в храме Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади - отпевание. В тот же день Наталья Петровна Пивоварова была похоронена на Братской дороге Богословского кладбища в Санкт-Петербурге - неподалёку от Виктора Цоя и Александра "Рикошета" Аксёнова (подробнее - здесь: "Блюз для Негодяя").На могиле - белая женская головка на высоком чёрном мраморном постаменте и надпись: "Наташа Пивоварова". Именно так - Наташа - и написано на памятнике, а также высечены строчки: "Моя любовь не умирает".
Она и была всю свою не очень длинную жизнь для всех Наташей. И сложно представить, что бы кто-то обратился к ней "Наталья Петровна".Наталья прожила всего 44 года, но успела очень много. Возможно, именно потому, что она очень спешила жить... Она оставила заметный след в рок-культуре нашей страны. Да и не только в рок-культуре.
"Недавно я рассказала Вячеславу Полунину, своему учителю, которого я называю "папа Слава", о своей мечте. Я хотела бы создать что-то глобальное, чтобы оставить свой след в культуре Петербурга. Я ведь девушка достаточно взрослая, мне скоро будет 42 года. Я надеюсь создать синтетического актёра, который мог бы и петь, и танцевать, сам был бы и художником, и модельером. С помощью таких людей мы могли бы создать много интересных шоу" (из интервью Н. Пивоваровой, 2005).
17 июля 2013 года в клубе "Грибоедов" прошёл концерт "Наташе нашей 50", организованный Ольгой Волгой - 1-м директором Колибри и близкой подругой Натальи. В нём приняли участие различные музыканты (в том числе и коллектив Г. Делиева - по телемосту из Одессы), несколько песен исполнили также и вновь объединившиеся участницы группы Колибри.
Дискография Н. Пивоваровой:В составе группы Колибри: "Манера поведения" (1991), "Маленькие трагедии" (1992), "Найди 10 отличий" (1995), "Бес сахара" (1997), "Ремиксы" (1998).Сольно: "Улица Зелинского" (2008).Принимала участие в записи: Vova и Орган внутренны́х дел "Невозможная любовь" (1992).
Фильмография: "Фонтан" - невеста (1988), "Брат" - камео (1997), "Железная пята олигархии" - девица лёгкого поведения (1998), "Улицы разбитых фонарей-2" - журналистка (1999), "Агентство "Золотая пуля"" - преподаватель университета (2002), "Опера-3. Хроники убойного отдела" - Кучкина (2007), "Не думай про белых обезьян" - эпизод (2008).Театральные работы: Музыкально-театральные перфомансы: "Каникулы любви" (1989), "Манера поведения" (1991), "Найди 10 отличий" (1995), "Бес сахара" (1998) и др.
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.Источники:А. Любимов "Колибри", серия "Легенды нашего рока", вып.11 (СПб.: ЗАО "Торгово-издательский дом "Амфора", 2015);https://dzen.ru/a/Yf0RDAyMnwm-BuNkhttps://soullaway.livejournal.com/278028.htmlhttps://vk.com/club369510?w=club369510https://stuki-druki.com/authors/Pivovarova-Natalja.phphttps://dudina.livejournal.com/13484.htmlhttps://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/ros/6878/bio/https://alena-antonova.livejournal.com/142614.html?amp=1https://takoy-teatr.ru/cherstvye_imenini#press