Противостоять этим воинам на равных не мог никто. Поэтому их вождь и подмял под себя огромные территории.
Для начала - у жителей степей была довольна суровая жизнь. Непростой климат, редкие пастбища, перепады температуры в разное время года: от иссушающей жары, до жуткого холода с пронизывающим ветром. Всё это закаляло степняков с самого детства и любые трудности в походе им были не страшны.Дети кочевников одновременно учились ездить верхом на лошади и ходить. По-другому тогда было не выжить. К трём годам мальчишки более-менее сносно стреляли из лука, а к 10 уже владели этим оружием виртуозно. Если взять средненького кочевника и лучшего европейского кавалериста, то степняк превосходил последнего по всем параметрам: лихо скакал и бил без промаха. Им под стать были и их лошадки - невысокие, выносливые и неприхотливые.
Не последнюю роль играл и общественный строй кочевников. У них была родоплеменная система, у их противников - феодализм. Поэтому пока одни говорили "вассал моего вассала - не мой вассал", Чингисхан выстроил чёткую и понятную пирамиду подчинения. Он стал не только вождём, но и "главным отцом" степняков. Поэтому его приказы выполнялись беспрекословно.По сравнению с остальными соседями, монголы сильно отставали. При этом были в курсе всех технологических и военных инноваций могучего Китая или Хорезма. Есть даже теория о том, что Европа так обогнала всех в развитии, потому что очень удачно расположена и как бы вытянута с востока на запад. Так что европейцам было очень удобно обмениваться с другими всякими изобретениями, товарами и знаниями. А монголы жили в ключевой для обмена точке: между Ближним Востоком, Индией, Китаем и Европой. И отлично знали, как живут и что делают их соседи.
Один из ключевых боевых навыков монголов - стрельба из лука. Они могли осыпать противника стрелами прямо на скаку и наносили ему страшный урон. Да и само оружие довели до совершенства. Сила натяжения их лука была примерно 65-75 кг, а у европейского оружия - 35 кг. Обычный монгольский воин выпускал 12 стрел в минуту, а нормой для него было попасть в выбранную часть тела оппонента с 30 шагов.
Ну и тактика монголов поначалу была элементарной: осыпали врага стрелами, вытягивали на бой, а потом давали дёру. Затем разворачивались на скаку и беспощадно расстреливали из луков. И так раз за разом. Вот как описывал это путешественник Марко Поло:В битвах с врагом берут верх вот как: убегая от врага, не стыдятся, убегая, поворачиваются и стреляют. Коней своих приучили, как собак, ворочать во все стороны. Когда их гонят, на бегу дерутся славно, да сильно так же точно, как бы стояли лицом к лицу с врагом; бежит и назад поворачивается, стреляет метко, бьёт и вражьих коней, и людей; а враг думает, что рассеяны и побеждены, и сам проигрывает, от того, что кони у него перестреляны, да и людей изрядно перебито.
Со временем монголы усовершенствовали тактику и переняли всё самое лучшее у поверженных врагов. Например, ввели инженерные войска и начали пользоваться боевыми орудиями. Но основой армии всегда были непревзойдённые лучники.Так что Чингисхан он не создал ничего принципиально нового: взял лучшие качества своих бойцов, помножил их на последние армейские ноу-хау и скрепил всё это жёсткой дисциплиной. После этого создал гигантскую империю, невиданную для того времени, и вошёл в историю.