В XVII веке зверобои, промышлявшие на североамериканском озере Верхнее, узнали от местных племён о невероятном валуне на берегу реки Онтонагон. Легенды описывали глыбу размером с дом и весом в пять тонн. Но главное, что она целиком состояла из чистой меди.

Слухи о бесхозном сокровище заставили многих искателей приключений отправиться на его поиски. Вскоре валун действительно нашли, и слухи о его природе подтвердились.

Однако по неизвестным причинам за обладание трофеем никто не боролся почти двести лет. Лишь в 1766 году торговец Александр Генри, увидев его, был настолько потрясён, что оценил вес находки в десять тонн. Он отметил, что медь была настолько чистой и ковкой, что он без труда отколол от неё крупный кусок.

Вдохновлённый этими историями, геолог Генри Скулкрафт отправился на поиски легендарной глыбы. Обнаружив её в 1819 году, он разочаровался: валун, ныне известный как Онтонагонский, оказался куда скромнее, чем в преданиях. Скулкрафт оценил его вес всего в одну тонну, однако и он ошибся, но в меньшую сторону. Реальный вес глыбы позднее установили - около 1680 килограммов.

Детективная история развернулась вокруг детройтского предпринимателя Джулиуса Элдреда. Он приобрёл валун дважды: сначала у коренного населения, а затем - у федерального правительства.

Преодолев огромные трудности, он перетащил глыбу через лес, сплавил по реке на плоту и доставил на корабле в Детройт, где выставил на всеобщее обозрение. После судебного спора с властями о праве собственности правительство было вынуждено выкупить валун обратно, заплатив Элдреду сумму, вчетверо превышающую ту, что он когда-то за него отдал. Сегодня Онтонагонский валун хранится в запасниках Национального музея естественной истории в Вашингтоне.

Гигантские медные валуны, подобные Онтонагонскому, когда-то в изобилии усеивали полуостров Кивино на севере Мичигана. Около 10 000 лет назад начал таять двухкилометровый ледник, покрывавший этот регион. Двигаясь, лёд выламывал куски самородной меди из породы и увлекал их за собой. Так образовались массы почти чистой меди, которые после отступления ледника остались лежать на поверхности. Относительно недавно в лесу был найден огромный самородок, считающийся крупнейшим в мире образцом плавающей меди. Его вес составляет около 28 тонн, а содержание меди превышает 90%.

Основные залежи этой меди сформировались миллиард лет назад в результате древних извержений, создав единственное на Земле месторождение, где самородная медь 97-процентной чистоты залегает в промышленных масштабах. Последующие циклы оледенений разрушили верхние слои породы, обнажив медную руду и позволив ледникам вырвать массивные куски меди из породы и разбросать их по территории.

Коренные американцы начали использовать этот ресурс около семи тысяч лет назад. Уже к 3000 году до нашей эры из меди изготавливали наконечники копий, топоры, лезвия ножей и украшения. Самородки были настолько чистыми, что инструменты ковали прямо из куска, без плавки. Технология выплавки для получения более очищенного металла появилась у индейцев значительно позже.

Промышленная добыча началась в середине XIX века, и на следующие сто лет север Мичигана погрузился в медную лихорадку. Практически все поверхностные самородки того периода были переплавлены.

Сегодня лишь несколько таких образцов - от карманных размеров до габаритов небольшого автомобиля - можно увидеть в различных музеях и коллекциях штата.