3 декабря 1971 года в московском кинотеатре "Россия" прошла премьера легендарной комедии "Джентльмены удачи". Давайте сегодня вспомним этот шедевральный фильм и посмотрим, как проходил процесс его создания.
Фильм "Джентльмены удачи" в 1972 году посмотрели около 65 миллионов человек. Очевидцы рассказывают, что в первые дни после премьеры спекулянты с утра скупали все билеты, красная цена которых составляла 20 копеек, и перепродавали их за 3 рубля.
По посещаемости фильм занимает 12 место среди советских фильмов за всю историю советского кинематографа.
Режиссёром картины многие ошибочно считают Георгия Данелию. На самом деле "Джентльменов" снимал Александр Серый, а Данелия вместе с Викторией Токаревой был автором сценария.
"Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме, - рассказывает Данелия. - Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили".
Идею фильма подарил известный сценарист Валентин Ежов.
Изначально, правда, сюжет был совсем иным: добрый капитан/лейтенант милиции силой убеждения перевоспитывал бандитов, но высшему милицейскому начальству эта задумка не понравилось. В итоге главным героем стал директор детского сада, а его антиподом - рецидивист по кличке Доцент.
Окончательный состав актёров также отличался от первоначального. Главная роль сразу были отданы Евгению Леонову.
А вот воров-рецедивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин и Савелий Крамаров.
Изначально сценарий назывался "Рецидивист". В нем была шайка мошенников (фальшивомонетчик, альфонс, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник милиции.
Ролан Быков - фальшивомонетчик по кличке Миллиметр; Юрий Никулин - профессиональный альфонс, многоженец; Андрей Миронов - жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси; Савелий Крамаров - мелкий карманник по кличке Косой.
Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый - по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела.
Поэтому в киносценарии остался только жулик Косой.
Все остальные персонажи были переписаны, а главным героем стал заведующий детским садом.
На роль Хмыря сначала пробовался Лев Дуров, но исполнил этого персонажа Георгий Вицин.
Неудачными поначалу были и кинопробы Савелия Крамарова, но Данелия уговорил начальство, и Савелий Викторович стал Косым.
"К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах, - рассказывал Данелия. - Мне поверили. Правда, когда актёр эмигрировал, его пытались вырезать. Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актёр Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили всё как было".
Самые большие проблемы были с ролью Василия Алибабаевича.
"Меня, знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов - он чёрный", - рассказывал потом Раднэр Муратов. Его сначала пригласили на эпизодическую роль начальника тюрьмы. Василия Алибабаевича сначала должен был сыграть Фрунзик Мкртчян.
Однако Мкртчян не смог приехать на съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем.
Вся блатная речь в картине появилась благодаря Александру Серому - пригодился его тюремный опыт. Плакаты, висевшие в камере: "На свободу - с чистой совестью", "Запомни сам, скажи другому, что честный труд - дорога к дому", а также воровской жаргон: "канай отсюда", "пасть порву, моргалы выколю" - это всё оттуда, с зоны.
"Но про "мужика в пиджаке" (памятник Лермонтову) мы с Данелией сами придумали", - вспоминает Токарева.
Цензура очень серьёзно раскритиковала диалоги в сценарии фильма. От авторов сценария потребовали максимально вычистить "блатной жаргон", в результате чего появились разные новые "квази-блатные" слова: "редиска", "сосиска", "Навуходоносор" и другие.
А еще есть легенда, что от погребения на "полке" фильм спас глава МВД Николай Щёлоков. В преддверии Дня милиции ему показали опальных "Джентльменов удачи", и он так хохотал, что иной раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана. Генсек Леонид Брежнев, который смеялся не меньше Щёлокова, а по поводу жаргонных словечек сказал: "Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает".
Кадр, когда Евгений Леонов едет на верблюде, снимался так: режиссер предложил дрессировщику посадить себе на плечи актёра, спрятаться за верблюда и шагать с ним рядышком. Дело в том, что у Леонова никак не получалось взгромоздиться на верблюда Бориса.
Забавная история произошла, когда снимали сцену, в которой верблюд Борис плюет в Крамарова. На самом деле никакого плевка, конечно, не предполагалось.
Планировалось так: в одном кадре верблюд вытягивает губы, а в следующем - показывают Крамарова, облитого пеной для бритья. Но Крамаров так гримасничал и дразнил Бориса, что тот плюнул в него по-настоящему, от души. Актер долго потом отмывался!
Бытует мнение что роль воспитанника московского детского сада № 83 Игорька была сыграна Игорем Угольниковым, в будущем ставшим известным артистом. На самом деле это утка, взятая из одной программы "ОБА-НА".
Игорь Станиславович родился 15 декабря 1962 года, а фильм снимали в первые месяцы 1971.
Похож ли этот малыш на 8-ми летнего ребёнка? !
Для съёмок в машине с цементом долго не могли подобрать подходящий раствор.
Раднэр Муратов так рассказывал о съёмках этого эпизода: "Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий... Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость".
В цистерну с лжецементом категорически отказался лезть Савелий Крамаров. У него была клаустрофобия.
"Кадр, в котором в цементе плавают все актёры, снят в павильоне, а в машине Крамарова не было, - рассказал "АиФ. ТВ Гиду" оператор картины Георгий Куприянов. - Если внимательно посмотреть фильм, это можно заметить. Из цистерны вылезает сначала Леонов, затем - Вицин, а когда очередь доходит до Крамарова, в кадре появляется верблюд. Потом камера вновь показывает машину, с которой спрыгивает Крамаров. Признаюсь, перебивка верблюдом получилась не самой удачной, но по-другому скрыть отсутствие актёра в цистерне не представлялось возможным".
А вот одежду, которую снимали и пытались высушить главные герои, окунули в настоящий цемент. Он, как помните, застыл, и преступникам пришлось бежать голышом".
Московские сцены снимали в феврале и марте, но в столице, как назло, лил дождь. Съёмочная группа уехала в Самарканд, начала там работать, как вдруг в конце марта приходит телеграмма: "В Москве выпал снег, срочно приезжайте!".
За неделю заново отсняли часть зимних сюжетов: как герои изучают английский на заснеженной даче, делают зарядку и как Доцент достаёт из проруби золотой шлем Александра Македонского.
Кстати, эпизод, в котором зэки растирают друг друга снегом и орут, - актёрский экспромт. На самом деле планировалось снять обыкновенную зарядку. Леонов, Вицин и Крамаров договорились, что откажутся раздеваться в мороз.
Однако случилось непредвиденное: Муратов (Василий Алибабаевич) опоздал на съёмки и не знал о договорённости, поэтому выскочил на снег в плавках. Остальным тоже пришлось раздеться... Крамаров решил отомстить Муратову - подкрался к нему и начал натирать снегом. Алибабаевич завопил от неожиданности, а Вицин подхватил игру и угостил снегом Крамарова.
В таком виде дубль и вошёл в картину.
Помните, как в фильме "повар" Василий Алибабаевич ("Кушать подано! Садитесь жрать, пожалуйста!") зажигает керосинку, после чего раздаётся взрыв и загорается весь дом?
Эту сцену снимали в одном из московских домов, который предназначался под снос. Поэтому сначала в него без проблем пустили киношников, а потом дали возможность его спалить.
"Всё горело по-настоящему, - рассказывает Александра Демидова. - К счастью, Раднэр Муратов во время взрыва не пострадал, все меры предосторожности были приняты.
Но беда подкралась с другой стороны: съёмочная группа настолько увлеклась процессом, что перестала замечать опасность. В результате операторов и ассистентов буквально за шиворот вытаскивали из пламени".
Шлем Александра Македонского, из-за которого в фильме разгораются нешуточные страсти, сделали в бутафорском цехе "Мосфильма". После съёмок его взяла на память директор картины Александра Демидова.
"Однажды его попросила нарисовать одна моя знакомая художница, - призналась она. - Когда женщина внезапно скончалась, выяснилось, что шлем был отдан ещё кому-то. Как я ни пыталась найти следы "главного героя" "Джентльменов удачи", ничего не получилось. В общем, золотой шлем Александра Македонского опять исчез".
"Джентльменов удачи" сняли всего за три месяца - с февраля по апрель 1971 г. Дачу профессора археологии - в Серебряном Бору (это была дача одного из членов съёмочной группы), детский сад, театр и заброшенный дом, в котором прятались сбежавшие герои, - в Москве, тюрьму и побег - в Самарканде.
В городе Джамбул (Казахстан), который упоминает Василий Алибабаевич Алибаба, ныне переименованном в Тараз, установлен памятник "Джентльменам удачи".
Только вот в скульптурной композиции отсутствует один "джентльмен удачи" - Хмырь. Еще интересная подробность, связанная с этим городом: эстрадная певица Лариса Израилевна Мондрус, исполнившая для фильма песню "Проснись и пой", родилась именно в Джамбуле.