Дети любого времени одинаковы лишь в желании поиграть и побездельничать. Как выясняется, умения и навыки ребенка начала 20 века отличаются от того, что умеет и, главное, делает его сверстник сейчас. Также непохожи и их мечты о будущем. Узнаем и сравниваем.
Крестьянские дети воспитывались в строгости и непререкаемом авторитете к родителям. Никакого панибратства и равенства между ребенком и его родителями не было и не могло быть. К малышу присматривались, и уже до того, как он мог приносить пользу семье, выполняя небольшие поручения, родители примерно представляли, кто из него может вырасти.
Семья крестьянина Василия Попкова (предположительно 1907 г.).Распределением обязанностей в семье занимался отец. Дети с раннего возраста принимали посильное участие в жизни своей семьи. Поручения не принято было оспаривать - авторитет родителей, особенно отца, был непререкаемым. С малых лет дети приучались ухаживать за скотиной, помогать по дому, выращивать хлеб, косить траву, помогать в заготовке хвороста и дров.
Крестьянские дети, Фофоновская слобода, город РяжскОсновы сельскохозяйственного труда ребенок постигал в первые 7 лет. За это время мальчики учились ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогали в поле и изготовлении необходимых в хозяйстве вещей: сбруи, деревянной мебели. Кроме того, все дети должны были уметь плести лапти, лукошки, короба.
После семи лет все обязанности детей приобретали четкое разделение по полу. Если девочки, в основном, ухаживали за младшими в семье детьми, работали на огороде, мальчиков учили пахать, сеять, молотить. Особенное значение придавалось умению ухаживать за скотиной и главной кормилицей- лошадью. Это дело поручалось мальчикам. Они пасли лошадей, выводя их в ночное, умели запрягать и ездить на них, водили на водопой.
Уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки поступали "в люди" и начинали подрабатывать, пастухами, были мальчиками на посылках в лавках и трактирах. Сельскохозяйственный труд оставался приоритетным для крестьянских детей.
Уже в 11-13 лет у мальчика мог быть небольшой участок отцовской земли, на которой ему доверяли самостоятельно пахать и сеять. К 14 годам подросток становился полноценным работником и все сельскохозяйственные операции мог проделать самостоятельно. К этому времени он становился полноценным работником. В Сибири, на Русском севере были распространены промысловые занятия, к которым ребенка также приучали с малолетства. В 8-9 лет мальчик уже умел ставить силки, удить рыбу. Девочек учили собирать грибы и ягоды. Став подростком, ребенок к 12 годам уже мог поступить в промысловую артель, а поработав в ней пару лет, становился полноценным ее членом с зарплатой, которую приносил домой, пополняя семейный бюджет. Такие мальчики считались завидными женихами. Их присматривали свахи для подрастающих невест.
После Октябрьской революции, когда крестьянские дети стали практически повсеместно учиться в школах, стало возможным хотя бы отчасти систематизировать сведения о них, об их желаниях, надеждах, мечтах. Так, в Горицкой области в 1926 году во всех 15 школах провели анкетирование в качестве письменной классной работы. Учащимся предлагалось ответить на 2 вопроса: кем бы они хотели стать, когда вырастут и на кого бы им хотелось быть похожим (из героев, о которых они слышали или знают). На эти вопросы сумели ответить около 35 % школьников (за исключением детей начальных классов, которые еще не умели связно писать и читать).
Выяснилось, что лишь 2,9 % мальчиков и 6,9 % девочек хотели бы заниматься тем же трудом, что и их родители. Причем, все, кто изъявили такое желание, происходили из крепких крестьянских семей с хорошим личным хозяйством. Подавляющее большинство не хотело бы связывать свою жизнь с крестьянством. Почти все они хотели бы стать ремесленниками (сапожниками, портными, кузнецами, портнихой, башмачников) или людьми определенной специальности (учителем, художником, лекарем, агрономом). Очень незначительный процент учащихся указали в качестве желаемого неясный род занятий: барыня, коммунист, велосипедист, комсомолец.
Данные из книги Большакова А. М. Деревня : 1917-1927. - М., 1927В анкетировании участвовали и девочкиМотивация детей при выборе той или иной профессии, разная. Главным образом, ими руководит финансовое благополучие - около 37% детей выбирают определенную работу, потому что она приносит по их мнению "много денег" . Есть те, кому работа просто "нравится" - таких 19%. Немаловажно и то, в каких условиях будет находиться рабочее место. 14% детей отметили, что их привлекает тепло, чистый воздух, 8-часовой рабочий день.
Идеалы, как правило, формируются внешними условиями, средой, в которой живут дети. Из анкеты видно, что для учеников важными оказываются идеологические принципы - 15,9 % хотели бы быть похожими на В.И.Ленина. Также авторитетным для них является агроном Градусов, который работал в Горицкой области в течение нескольких лет.
У девочках в идеалах - учительница, а еще- барыня. Она ничего не делает и хорошо живет. Среди ученых и мальчики, и девочки называют М.В.Ломоносова. Видимо, он им близок из-за схожей судьбы - сам он был сыном поморского крестьянина и добился своего положения исключительно собственными силами и постоянным трудом.
Современный ребенок в деревне также является помощником взрослых. С одной лишь разницей - родители уже не имеют того авторитета, как 100 лет назад, и не рассматривают ребенка как наследника, который обязательно останется в селе и продолжит дело родителей. Лишь те, кто имеет фермерское хозяйство, ориентируют детей на то, чтобы они изучали основы бизнеса и со временем заменили родителей на их поприще.
Остальные мечтают о лучшей доле своего ребенка и стараются, чтобы тот получил средне-специальное или высшее образование и остался в городе.
Служба исследований HeadHunter провела опрос среди 3 460 сотрудников крымских компаний. Выяснилось следующее: только 8% опрошенных имеют профессию, которая близка к той, о которой они мечтали с детства. И только 6 процентов респондентов полностью реализовали свою мечту.
У некоторых респондентов мечты и их реализация частично совпали. К примеру, мечтавшие стать художниками и модельерами, теперь освоили профессию дизайнера. Те, кто мечтал о карьере следователя, работают юристами.
Полностью довольных выбранной профессией оказалось не так много - всего 16% опрошенных. Зато сейчас бы приложили все силы к реализации мечты 31% респондентов.