В Ростове-на-Дону, вдали от туристических маршрутов, в одном из спальных районов стоит неприметная девятиэтажка.
Но если зайти в ее первый подъезд - вас ждет культурное потрясение.
Этажи, лестничные пролеты, лифт, двери украшает неистовая эклектика из гипсовых барельефов в стиле барокко, выкованных металлических украшений, видов Венеции в золоченых рамах, картин по мотивам Левитана, Моне и Семирадского.
Жильцы на мой вопрос, кто все это сделал, с гордостью отвечают : "Художник Константин Николаев с пятого этажа!"
Купив квартиру в этой панельной десятиэтажке в 2001 году, Константин Николаев с тоской заметил,
что в его подъезде все уныло: зеленые стены, серые цементные полы.А у соседей - "бесцветные глаза и желание прошмыгнуть в свою квартиру поскорее,
ведь кому охота в этой неуютности задерживаться".
Тогда Константин, художник-оформитель по профессии и выпускник Ростовского художественного училища им.
Грекова, загорелся непростой миссией: "Ну нельзя же так жить дальше, ведь живут же в мире люди не так, красиво живут".
Константину тогда было 39 лет, и он решил сделать свой подъезд необычным, за свои деньги декорировав все этажи с ориентацией на
дореволюционные купеческие дома Ростова. Для этого художнику понадобились новые навыки - он научился класть плитку и устанавливать гипсовый лепной декор.
"Когда я начал класть плитку на полу первого этажа, соседи проходили торопливо, боясь со мной столкнуться взглядом, отводили глаза - все боялись,
что я начну с них требовать деньги за плитку, - говорит Константин. - А когда я начал монтировать на потолок лепной декор, народ вообще перестал меня замечать".
Появились единомышленники и враги, и, в первую очередь, не оценило его труды правление товарищества собственников жилья (ТСЖ).
"Моя инициатива полностью шла вразрез их жизненной позиции", - считает Константин.
В 2008 году правление дома подало на Константина в суд за действия без разрешения. По словам художника, в районный суд защищать его пришли
соседи по подъезду, а против выступали члены правления, настаивавшие, что все подъезды в доме должны быть одинаковыми.
Суд постановил, что Константин должен вернуть подъезд в исходное состояние. Тогда художник обратился к мэру города,
который посоветовал оспорить решение в кассационном суде при поддержке администрации города в качестве третьего лица.
В результате Константин отстоял свой проект.
С тех пор, уверяет Константин, большинство жителей подъезда полюбили барокко в повседневной жизни, а время от времени кто-нибудь из соседей
рассказывает ему похожую историю: вызвали мастера по ремонту, а тот поднимался не на лифте, а пешком - рассматривает подъезд.
"Когда мне это рассказывают, я чувствую, что люди гордятся", - добавляет художник.