О данных снимках достоверно известно только то, что сделаны они в 1910 году в Архангельской губернии Российской Империи (российский север) - за 7 лет до Октябрьского переворота ну и соответственно 108 лет до наших с вами дней - если вдуматься, это не такой уж и большой срок.
Об авторе фото достоверно ничего не известно - некоторые источники сообщают, что это кадры шведского археолога и этнографа Густава Хальстрёма, но это не точно. В большинстве англоязычных подборок эта серия называется просто - "жизнь русской деревни, 1910 год".
А теперь давайте посмотрим на снимки.
Местные жители стоят возле каких-то построек. Мужчины, судя по одежде, могут быть и не местными (одеты по-городскому, а вот дамы точно здешние, одеты в традиционные костюмы. На дереве, судя по всему, находится лабаз - склад для продуктов. Его размещали на высоте, чтобы туда не залезали мыши и зверьки покрупнее.
Какая-то каменная печь - судя по следам огня на фротнальном камне, она использовалась для приготовления пищи, вероятнее всего - для выпечки хлеба и лепешек. Рядом стоит прислоненная стволу дерева деревянная лопата - вероятно, она использовалась для загрузки/выгрузки продуктов в печь. Непонятно только - почему печь построена под деревом?
Вот это не знаю что такое. Дом, шалаш, склад? Похоже одновременно и на шалаш, и на юрту - но при этом у неё есть небольшая дощатая дверь. Справа стоят деревянные сани.
Какой-то бородатый дядька лежит в кустах - видимо, работник отдыхает от работы.
Парень в фуражке-картузе чинит лодку - судя по всему, шапклюет паклей щели между досками, чтобы в лодку не протекала вода. Лодки, вероятно, использовались на рыболовных промыслах, а также как транспорт. На заднем плане виден большой бревенчатный дом на сваях.
Есть ещё вот такое фото - которое, судя по всему, показывает вид той же юрты. В ней нет потолка - для чего это было нужно? Может быть, это помещение использовали как отдельную кухню, чтобы не разводить открытый огонь в основном доме?
Ещё несколько построек. Слева стоит что-то похожее на амбар (а может, дом), а справа - всё тот же продуктовый лабаз. Смотрится забавно и экзотично - скорее всего, именно из-за таких штук в старые времена и появились сказки про "маленькую избушку на курьих ножках".
Местная семья - вероятно, бабушка, дедушка и внуки. На участке две постройки - одна похожа на юрту (она прямо за семьей), а вторая - на избушку, она чуть дальше. Всё же думаю, что в юрте была отдельная кухня с открытым очагом.
А вот это, судя по всему, отдельный хлев для оленей - которых использовали и как транспорт, и, вероятно, как источник молока/мяса.
А это местные оленеводы. Не знаю, чем в основном занимались россияне в тех краях в 1910 году - но думаю, что разведение оленей приносило неплохие доходы. Плюс были ещё всякие рыбные и охотничьи промыслы.
Мужчины и женщины в традиционных одеждах. У мужчин плотные, надевающиеся через голову куртки (типа анораков), а у женщин интересные головные уборы. Как правильно называется эта штука под платком? Точно знаю, что это не кокошник.
Ещё немного традиционного быта. Вот это фото показывает, что юрты без крыши с предыдущих снимков - это вероятнее всего кухни, тут как раз показан процесс эксплуатации такой кухни - женщина с ухватом стоит у открытой двери, а изутри постройки поднимается дым.
Лабаз. Или жильё. Но всё же вероятнее, что лабаз - их ставили на высоких ножках для защиты продуктов от грызунов.
А вот это уже явно жилой дом - тут и застеклённые окна, и сушащееся на деревянных шестах бельё.
Наверное, что-то вроде погреба-склада.
Это, по-видимому, всё та же кухня-юрта, а на заднем плане - жилой дом-сруб. В доме, скорее всего, огонь был только в печи, тогда как в уличной кухне готовили на открытом огне.
Более-менее капитальная постройка.
Жильё поскромнее.На снимке, скорее всего, семья - отец, мать и маленькая дочка в платке. Обращает внимание на себя то, что девочки уже с детства ходили с покрытой головой, даже летом.
И в завершении несколько снимков местных жителей - россиян той эпохи. Женщины и девочки в традиционных костюмах:
Семья из мужа, жены и двоих детей. Судя по всему, снимок сделан в праздничный день где-то в центральной части посёлка - люди одеты по-праздничному, а на занем плане виднеется деревянное здание церкви.
Такие дела. Вот так жила российская глубинка немногим более сотни лет назад.
Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.