Более полувека назад на советские экраны вышел цветной фильм "Старик Хоттабыч". Мальчишки и девчонки готовы были часами стоять у дверей кинотеатров, чтобы посмотреть на то, как Волька с джинном на ковре-самолете парят в облаках. "Полеты" главных героев были далеко не единственными спецэффектами в фильме, потрясающими воображение зрителей в конце 1950-х годов. Несмотря на то, что тогда компьютерной графики и в помине не было, "Старик Хоттабыч" стал примером невероятной изобретательности и мастерства его создателей.
Перед съемочной группой стояла задача: перегнать Голливуд, поэтому денег на фильм не жалели. Самая большая нагрузка легла на плечи цеха комбинированных съемок. В НИИ телевидения для этого фильма специально разработали новую кинокамеру и проявочную машину. Масштабы спецэффектов того времени поражают: на экране из ниоткуда возникали дворцы, а по московским улицам двигались караваны.
Одной из самых сложных "волшебных" сцен стал полет на ковре-самолете Хоттабыча (Николай Волков), Вольки (Леша Литвинов) и Женьки (Гена Худяков). Самих актеров на ковре снимали в павильоне, а затем полет наложили на нужный фон.
Чтобы сделать облака, в павильон напускали дым. В эпизоде, где Женька сбрасывает связки бананов с ковра-самолета, у мальчика текут слезы. Они были вызваны раздражением от дыма, но в кадре оказались настолько уместными, что режиссер оставил их в фильме.
Над созданием других "волшебных" спецэффектов также пришлось немало потрудиться. Невероятно забавными получились сцены с футбольным матчем, где ворота "играли" так, как хотел Хоттабыч. В кадре штанга изгибалась, то отбивая, то пропуская мяч. На самом деле "волшебные" ворота были изготовлены на заказ. Они были раздвижными и за счет этого могли уменьшаться и увеличиваться в размерах. Плюс ко всему, ворота установили на рельсы, чтобы в нужный момент направлять их к мячу. Саму штангу сделали резиновой. По сигналу, сидевшие в яме рабочие тянули за тросы, и штанга "пропускала" мяч.
В эпизоде с цирком по сценарию старик Хоттабыч съедает целый поднос с мороженым. На самом же деле он поглощал глазированные сырки. Т. к. дублей было снято очень много, актер возненавидел сырки до конца своих дней.