Кто-то из писателей считал, что без алкоголя его муза покинет его, кто-то - что без алкоголя публика разлюбит его, для кого-то бутылка была неотъемлемой частью досуга, для кого-то спасением от собственных демонов. Причины пьянства в творческой среде разные, в конце концов, писатели и поэты - такие же люди, как и все остальные, и побороть свою зависимость самостоятельно им так же тяжело, как и другим людям. В нашем обзоре - пять писателей, которым пришлось совмещать алкоголизм с созданием своих творческих шедевров.
Сергей Есенин
О пристрастии Сергея Есенина к пьянству писали и говорили почти все время от первых лет популярности поэта до самой его смерти. В последние годы его жизни такие статьи стали особенно суровыми - Есенина обвиняли в пьянстве, дебошах, драках и антиобщественном поведении. Так, находясь ранее в Америке, современники поэта говорили, что он напивался так, что с ним случались эпилептические припадки.
По отзывам Анатолия Мариенгофа, в начале своей карьеры Есенин нарочно прилюдно пил, чтобы поддерживать тем самым свой образ озорного гуляки из простого народа. Но, как это нередко бывает, остановиться вовремя и контролировать себя ему не удалось. "Незадолго до смерти наследственный алкоголизм, грызущий Есенина, принял патологический характер, - писал поэт Владимир Кириллов. - Есенин заметно увядал физически... Он стал производить впечатление человека, опаленного каким-то губительным внутренним огнем".
Сергей Есенин и Софья Андреевна Толстая, 1925.
Официальная версия смерти поэта - самоубийство, хотя до сих пор продолжаются спекуляции об убийстве сотрудниками ОГПУ. Так или иначе, на тот момент поэт, скорее всего, сильно страдал депрессией, связанной с алкоголизмом, называя себя "конченым человеком". Однако многие сходятся во мнение, что именно благодаря своему образу, неотъемлемой частью которого стал алкоголь и скандальное поведение поэта, Есенин стал таким популярным.
Джек Керуак
Джек Керуак (Jack Kerouac) однажды сказал: "Я католик, так что не могу совершить самоубийство. Но я планирую напиться до смерти". Его пристрастие нашло отражение и в его романах, в том числе в самых известных его работах "В дороге" и "Обед нагишом". В 1958 году, когда работа над романом "Обед нагишом" был в процессе, писатель жил в Нью-Йорке, о нем писали, что "местным он запомнился по большей части как пьянчуга, слоняющийся по округе босиком или в домашних тапочках".
Фотография Керуака в документах военно-морского резерва, 1943 год.
Надо сказать, что буквально два года спустя Джек Керуак попробывал избавиться от своей зависимости: он уехал в гости к своему другу в дом, находящихся вдали от городов на лоне природы. Вернувшись через три недели домой, писатель ударился в такое пьянство, которое было явно гораздо тяжелее того, что было до этого.
Умер писатель, как и "планировал" от чрезмерного алкоголизма: будучи пьяным, он получил ранение в баре, и спасти его не удалось, так как кровь писателя перестала свёртываться вследствие цирроза печени.
Эрнест Хемингуэй
Паспортное фото Хемингуэя 1923 года.
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года, Эрнест Хемингуэй (Ernest Hemingway) значительно повлиял своим творчеством на литературу XX века. И при этом он совмещал свою писательскую деятельность с постоянным алкоголизмом. Рабочий кабинет писателя находился в доме на Ки-Уэсте рядом с маяком, что Эрнест находил особенно прекрасным - после ночных попоек можно было просто идти на свет маяка и не теряться.
В 1954 году, уже после опубликования повести "Старик и море", писатель попал в жуткую авиакатастрофу: самолет, на котором он летел, разбился, и когда его, раненого, на следующий день попытались госпитализировать на другом самолете, этот второй самолет загорелся при взлете, из-за чего писатель получил еще и ожеги и сотрясение мозга. Ранения Эрнеста были такими серьезными, что в то, что ему удастся выжить, мало кто верил. После этого о Хеменгуэе писали, что он "крепко пристрастился к алкоголю на всю оставшуюся жизнь, и стал пить еще больше, чем раньше, пытаясь заглушить боль от ранений".
Хемингуэй и Хедли в 1922 году.
В какой-то момент Хеменгуэй оказался в жуткой депрессии, которая соседствовала с паранойей. Писатель перестал общаться со своей семьей, друзьями, был ужасно раздражителен. Ему казалось, что за ним везде следят агенты ФБР и его дом прослушивается жучками. Хеменгуэя пытались лечить психиатры с помощью электрошока, и через несколько дней после выписки из больницы он застрелился из ружья, не оставив предсмертной записки.
Злая ирония его ситуации состоит в том, что в 1980-х дело Хеменгуэя было рассекречено: за писателем действительно следило ФБР и прослушивало все его телефоны, его дом, прочитывало его письма и почти не оставляло его без наблюдения.
Стивен Кинг
Король хоррора за свою карьеру написал более 60 романов, не считая сборников рассказов и других работ. Его невероятная творческая плодовитость шла почти все время бок-о-бок с сильным алкоголизмом и наркоманией. По признанию самого автора, некоторые из своих романов он писал в таком сильном опьянении, что до сих пор не помнит, как он их написал, - в частности, роман "Куджо".
С приходом славы (после успеха романа "Кэрри"), Стивен Кинг буквально не вылезал из алкогольных и наркотических провалов. Писателю казалось, что без все этого он просто не способен писать, или что без алкоголя и кокаина его муза покинет его. Возможно, это отчасти и является правдой - самые успешные произведения писателя были написаны в самый тяжелый с точки зрения его здоровья период.
Справиться с демонами писателю помогла его жена. Устав от саморазрушительного поведения своего мужа, она однажды выгребла все заначки Стивена со всего дома, вывалила эту огромную кучу бутылок и таблеток, свертков и банок перед ни в его кабинете и сказала, что если он не поменяет свою жизнь, Стивен потеряет свою семью - единственное, чем писатель по-настоящему дорожил.
После нескольких неудачных попыток самостоятельно справиться с алкоголизмом, Кинг все-таки смог взять себя в руки. Первым его романом, написанным в трезвом виде, был роман "Необходимые вещи", который позже был также экранизирован. Муза никуда не исчезла.
Сергей Довлатов
Друг Сергея Довлатова Александр Генис вспоминал: "Сергей ненавидел свои запои и бешено боролся с ними". Писатель сильно переживал, что его произведения не публикуют, что только усугубляло его алкоголизм. Иногда, когда ему поступал заказ и Довлатов полностью погружался в работу, он забывал об алкоголе и не прикасался к бутылке по несколько месяцев подряд. Затем следовал период затяжного запоя, так что его жене приходилось обзванивать его друзей, пытаясь разыскать, куда в этот раз занесло ее мужа.
Генис писал: "Он не пил годами, но водка, как тень в полдень, терпеливо ждала своего часа. Признавая её власть, Сергей писал незадолго до смерти: „Если годами не пью, то помню о Ней, проклятой, с утра до ночи"". Писатель умер от сердечной недостаточности в возрасте 48 лет.