Через какие испытания прошли известные актёры в борьбе за жизнь своих друзей
Как у всех людей, у актёров есть настоящие, верные друзья, с которыми они готовы пройти через любые испытания. И часто только уход друга из жизни может разрушить крепкую дружбу, пронесенную сквозь годы. Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов, Леонид Быков и Алексей Смирнов, Георгий Юматов и Василий Лановой, Александр Абдулов и Михаил Пуговкин, - эти люди доказали не на словах, а на деле, что значит для них настоящая дружба.
Всеволод Абдулов и Владимир ВысоцкийОни познакомились, когда Всеволод Абдулов поступал в Школу-студию МХАТ. Старшекурсник Владимир Высоцкий обратил внимание на этого абитуриента и стал помогать ему перед каждым отборочным туром. Подсказывал, на что нужно обратить внимание во время конкурса, делился тонкостями и собственными секретами мастерства.Так началась их дружба, которой они оба оставались верны всю жизнь. В доме Абдулова всегда было место для Высоцкого. Сюда он мог прийти в любое время и в любом состоянии. Ему были рады, готовы выслушать и помочь.
Всеволод Абдулов в 1977 году попал в жестокую аварию, в результате которой он находился между жизнью и смертью 21 день. И первым, кого увидел актёр, придя в сознание, был Владимир Высоцкий. Позже друг сочинит веселую песню о гипсе, которую исполнит для врачей, спасших Всеволода Абдулова. Однако позже выяснилось, что актёры рано радовались произошедшему чуду. После травмы Всеволод Осипович стал терять память. Он уже не мог играть в театре, сниматься в кино.
И только Высоцкий верил: друг обязательно вернётся к нормальной жизни. А пока он неизменно включал его выступления в собственные концерты. Владимир Семёнович пел, а Всеволод Осипович читал стихи. Правда, иногда память подводила его. И Высоцкий тут же приходил на помощь. Выходил на сцену и декламировал вместо друга, давая ему прийти в себя.
Благодаря Высоцкому Всеволод Абдулов снялся в фильме "Место встречи изменить нельзя". Знаменитый бард поставил условие: без друга сниматься не стану. Тогда они вместе выбрали роль для Всеволода. Чтобы в ней было не слишком много слов, но была бы серьёзная игра. И Абдулов сыграл, навсегда оставшись в памяти зрителя в образе милиционера, который любит свою сестру, присылающую сахар и струсившего под пистолетом бандита Фокса.
Когда Владимира Высоцкого не стало, Всеволод Абдулов сказал дочери: "Мне незачем стало жить". Он никогда ни при каких обстоятельствах не спекулировал именем друга. И всю оставшуюся жизнь корил себя за то, что в тот роковой день его не было рядом с Высоцким, он не смог ему помочь, предотвратить беду. Всеволод Абдулов умер через 22 года и 3 дня после ухода Высоцкого.
Леонид Быков и Алексей СмирновОни познакомились во время съемок в фильме "Зайчик" в 1964 году. И каждый из них нашел в другом нечто важное для себя. Алексей Смирнов, очень одинокий к тому времени человек, вдруг доверился Леониду Быкову. А последний, в свою очередь, понял: этот добряк не способен на предательство и подлость.
Они стояли друг за друга горой. Когда Леониду Быкову разрешили, наконец, снимать "В бой идут одни старики", высокое начальство отказалось утверждать на роль механика Макаровича Алексея Смирнова, считая его несоответствующим образу героя. Быков тогда задохнулся от гнева. Он выложил на стол перед руководством все боевые награды Смирнова, которые тот получил во время Великой Отечественной. И в лоб спросил, кто может быть достойнее участника Великой Отечественной, кавалера ордена Красной Звезды, ордена Славы второй и третьей степени? Пристыженные чиновники молча утвердили Алексея Смирнова.
Во время съемок финальной сцены фильма возле памятника погибшим у Смирнова случился первый сердечный приступ. После этого сердце актёра часто давало сбой. В начале апреля 1979 года Алексей Макарович в очередной раз был госпитализирован. И с нетерпением ждал выписки, чтобы отправиться к другу, жившему в Киеве.
11 апреля Леонид Быков погиб в автокатастрофе. Смирнову долго боялись сообщить это известие. Но кто-то всё же проговорился. Пережить потерю единственного близкого человека Алексей Смирнов не смог. 7 мая того же года сердце актёра остановилось.
Александр Абдулов и Михаил Пуговкин Александр Абдулов с каким-то особенным вниманием относился к актёру Михаилу Пуговкину. Когда в конце 1990-х годов Александр Гавриилович узнал о том, что Михаил Пуговкин, кумир миллионов зрителей, бедствует в Крыму, он задался целью вернуть актёра в Москву и дать возможность сниматься в кино. Абдулов выбил для Пуговкина квартиру в Сокольниках и до конца своей жизни трогательно заботился о Михаиле Ивановиче. Снял его в своем фильме по "Бременским музыкантам", постоянно помогал всеми возможными способами.
Михаил Пуговкин, в свою очередь, считал Абдулова своим ангелом-хранителем, который не только вернул его к нормальной жизни из нищеты и забвения, но и стал близким по духу и родным человеком.
Смерть Александра Гаврииловича стала для Пуговкина настоящей трагедией. Актёр много плакал и сокрушался, что из-за болезни не может проститься с другом. Александра Абдулова не стало в январе 2008 года, а Михаил Пуговкин прожил ещё полгода, часто повторяя: скоро он встретиться с Сашей. И завещал похоронить себя рядом с человеком, на несколько лет продлившим ему жизнь и вернувшим в профессию.
Георгий Юматов и Василий ЛановойИх знакомство фактически началось с соперничества. Василия Ланового утвердили на роль Павки Корчагина, с которой Юматова сняли из-за проблем с алкоголем. Позже Георгий Юматов отметит: Лановой сыграл блестяще, но сам он мог лучше передать этот образ.
Через 14 лет Юматову представился шанс взять реванш: они вместе должны были сниматься в фильме "Офицеры". Неожиданно для обоих начавшееся соперничество переросло в приятельство. Лановой считал Юматова своим другом, а вот Юматов к слову "дружба" относился очень серьёзно. Для него другом мог быть только тот, кто отдаст жизнь за друга, не задумываясь. Как на фронте.
Однако после "Офицеров" они стали часто сниматься вместе, уговаривая режиссёров взять на роль товарища. Но в 1990-е ситуация изменилась. Лановой оставался востребованным, а вот Юматов, очень требовательный и бескомпромиссный, не смог смириться с новыми формами и веяниями в кинематографе.
В марте 1994 года Георгий Юматов в собственной квартире из охотничьего ружья застрелил человека на почве ссоры. Его самого это событие потрясло. В тюрьме его одолевали мрачные мысли: как могло получиться, что он, фронтовик, убил человека. Денег на адвоката у актёра не было, и он смиренно ждал решения своей судьбы. А потом в комнате для свиданий появился Василий Лановой вместе с известным юристом Борисом Кузнецовым.
Лановой был рядом и поддерживал друга всеми силами. При этом Лановой не просил сфабриковать дело. Он обратился в правоохранительные органы с просьбой учесть все обстоятельства, предшествовавшие трагедии. Адвокату удалось переквалифицировать преступление из предумышленного убийства в превышение пределов самообороны. А позже Юматов попал под амнистию, как фронтовик.
Последние дни жизни Юматова оба актёра находились на лечении в одной больнице. Много общались. Будто бы судьба дала Георгию Юматову шанс понять: настоящая дружба бывает не только на фронте.