Широта души русской никогда не знала границ, особым моментом здесь всегда было наше знаменитое гостеприимство. Чопорные и прижимистые иностранцы всегда поражались тому, как охотно в России приглашают за стол даже малознакомых людей.
Так называемый "открытый стол" - особое явление, когда за одним столом собираются не только члены семьи, но и те, кто просто зашел в гости без приглашения. Наибольшего размаха такие трапезы достигли во времена расцвета российского дворянства. Ведь это не шутка - ежедневно кормить в своем доме десятки человек, многие из которых едва знакомы хозяину. Таким гостеприимством во всю пользовались иностранные гости, которые вообще могли не тратиться на трактиры и рестораны, если их представили в нескольких уважаемых домах. В те времена было абсолютно нормально, если на обед к начальнику без приглашения заявятся его подчиненные. Такие посиделки убивали сразу двух зайцев. Во-первых, щедрость вышестоящего лица не возбуждала в подчиненных зависти и неприязни. А во-вторых, прямо за столом решались многие рабочие моменты. Вот, как это явление объяснял граф Михаил Воронцов: "Люди с властью и богатством должны так жить, чтобы другие прощали им эту власть и богатство".
Подобной щедростью и хлебосольностью отличались не только титулованные вельможи, но и самые обычные дворяне. Так было совершенно нормально, если на обед без приглашения приходили соседи, у которых возникли материальные трудности. Издержавшиеся родственники вообще являлись отдельным разговором, неважно, что дальний родич приходился пятироюродным племянником хозяину дома - любое кровное родство считалось священным. "Бесплатными обедами" пользовались и однополчане. Боевой товарищ мог без всяких условностей заявиться в дом к своему бывшему сослуживцу.
Однажды к фельдмаршалу графу Разумовскому повадился ходить на обед офицер, который просто кланялся хозяину и тихо садился за стол. Поев, незнакомец молча вставал из-за стола и уходил, не проронив ни слова. Один из друзей графа однажды спросил загадочного гостя: кто он вообще такой? Отставной офицер ответил, что несколько лет назад служил под командованием Разумовского, а сейчас у него в жизни началась черная полоса, вот он и надеялся, что боевой товарищ не даст ему сгинуть с голода. После этого объяснения мужчина просто исчез. Разумовский, заметив отсутствие офицера, прознал, что это был за гость. Он срочно разыскал своего однополчанина и помог ему уладить долгую тяжбу, из-за которой тот приехал в Москву, после чего отставному военному была оплачена обратная дорога до дома, а также подарки детям.
Невероятной щедростью славился небезызвестный граф Сергей Григорьевич Строганов, который ежедневно кормил добрую сотню человек, причем исключительно деликатесами. Будучи настоящим меценатом, он притягивал к себе представителей интеллигенции: поэтов, художников и писателей. Свои главные пиры он частенько давал в личном триклинии (род римской или греческой столовой). Участники мероприятия располагались на кушетках и принимали пищу и напитки лежа. Строганов слыл известным гурманом, поэтому в его меню можно было встретить не только устриц и осетрину, но и такой редкий деликатес, как щечки селедки. Для приготовления одной порции блюда необходимо было взять более тысячи сельдей. Кроме того на строгановских посиделках подвали лосиные губы, разварные лапы медведя, а также жареную рысь... Как и римляне гости понимали, что их желудки не безразмерны. Поэтому они тоже прибегали к хитрости с пером в горле. Вызвав рвоту, участники строгановских обедов продолжали пировать, как ни чем не бывало.
Правда, после Отечественной войны 1812 года традиции "открытого стола" стали намного скромнее.